«Нет, сила не применялась»: видео задержания Павленского и журналистов после поджога двери ФСБ

Эксклюзив Дождя
19/05/2016 - 16:26 (по МСК) Мария Борзунова

В распоряжении Дождя оказалось видео задержания художника Петра Павленского и журналистов, снимавших его акцию с поджогом двери здания ФСБ на Лубянке. В среду, 18 мая, в Мещанском суде Москвы началось рассмотрение дела об акции «Угроза», по которому Павленский обвиняется в «уничтожении или повреждении объекта культурного наследия» (статья 243 УК РФ). На заседании были допрошены свидетели, которые задерживали художника и двух журналистов сразу после акции. Они представились сотрудниками войсковой части, но утверждали, что в ночь поджога работали в полицейской форме по «внутреннему распоряжению», разглашать которое не имеют права. По словам адвоката художника Дмитрия Динзе, это были сотрудники ФСБ. За заседанием следила корреспондент Дождя Мария Борзунова.

«Насколько я понимаю, это соответствует общей картине того, что сотрудники ФСБ охраняют своё собственное здание. Я не понимаю, почему в этом не признаться», — сказал адвокат Павленского Дмитрий Динзе после заседания.

Свидетель Дмитрий Жильцов, который представился сотрудником воинской части 93970, рассказал, как задерживал корреспондента Дождя Владимира Роменского. По словам Жильцова, он взял журналиста за руку, в этот момент Роменский размахивал второй рукой и пытался что-то снимать. Адвокаты спросили, каким образом корреспондент оказался на земле, но сначала Жильцов говорил, что лично он на асфальт никого не валил.

— На каком основании вы повалили молодого человека на землю? У нас видео есть.

— Ну, потому что пытался уйти.

— На видео видно, как вы хватаете его за шею и валите.

— Ну не знаю, каким-то макаром он споткнулся.

— Так споткнулся или пытался сбежать?

— Пытался уйти.

Свидетель уточнил, что никаких спецсредств не применял и наручники на журналиста не надевал.

Момент задержания есть на видео (01:40), которое предоставила Дождю соратница Павленского Оксана Шалыгина. Роменский подходит к сотруднику правоохранительных органов и журналистке Нигине Бероевой.  Спустя девять секунд  корреспондент уже лежит на земле, а Жильцов сидит сверху и держит его руки за спиной. Позже к Жильцову и Роменскому подходят другие сотрудники. Поднимают журналиста с земли только спустя шесть минут (08:20) и уже в наручниках отводят в машину.

Еще один свидетель Евгений Хребтов рассказал, как задерживал Нигину Бероеву. По его словам, девушка не дала сотруднику представиться, пыталась скрыться и кричала: «У вас своя работа, у меня своя».

На видео с камер наблюдения (01:18) видно, как сотрудник задерживает её и отталкивает к зданию. По словам Хребтова, журналистка продолжала снимать, несмотря на задержание.

Адвокат: А она имела право вести съемку?

Хребтов: Да

Адвокат: А почему вы её остановили?

Хребтов: Потому что была группа людей и было совершено противоправное действие.

Адвокат: То есть в ваши обязанности входит задержание людей для того, чтобы узнать, что они делают?

Судья: Вопрос снимается.

Еще один свидетель, сотрудник воинской части 93970 Анатолий Голумян, задерживал самого художника. Голумян рассказал, что увидел вспышку и человека с канистрой. По его словам, он добежал до Павленского, взял его за предплечье, почувствовал, что на ногу попал бензин, и повалил его на землю. 

«Стоял человек смиренно с канистрой в руках. Он ничего не пояснял, молчал. Скрыться не пытался», — рассказал Голумян.

Свидетель рассказал, что тоже работал в форме сотрудника полиции. По словам Голумяна, во время задержания никто из сотрудников не применял силы.

Адвокат: Скажите, а зачем подсудимого было класть на землю?

Голумян: Поставьте на мое место себя: стоит человек с канистрой, горит дверь, после этого льется на вашу ногу бензин

Адвокат: Вы, может, канистру задели?

Голумян: Слушайте, я в этот момент как мог оценивать: это я задел канистру или он на меня вылил?

Адвокат: Вы же оцениваете ситуацию.

Голумян: Я оценил ситуацию, что человек для меня на данный момент угрожает как-то мне, и положил его.

Адвокат: А когда вы Павленского повалили, начал бензин выливаться?

Голумян: По-моему, да.

Адвокат: А он сам находился в бензине?

Голумян: Не знаю.

Голумян появился на месте первый. Он подошел к Павленскому (01:08) и повалил его на асфальт (01:22). В этот момент из канистры начала выливаться жидкость. Через три минуты к Голумяну и Павленскому подошел другой сотрудник и надел на него наручники, пока художник лежал в луже бензина. Спустя 30 секунд (04:52) его оттащили ближе к дороге. Через семь минут после задержания (08:28) двое человек в полицейской форме подняли Павленского с земли и проводили в машину.

Адвокаты художника собираются посмотреть это видео на заседании и указать на противоречия в показаниях свидетелей, которые задерживали художника и журналистов в ночь акции. По словам Ольги Динзе, на кадрах видно, что Павленского повалили на землю, хотя он не оказывал сопротивления, а одного из журналистов просто кинули на асфальт.

«Свидетели обвинения, которые вчера давали показания, были предупреждены об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Однако они говорили о том, что людей они не хватали, никого они на землю не валили. Все свидетельские показания стороны обвинения — что к журналистам и Павленскому не применялось физическое насилие при задержании, однако видео свидетельствует об ином», — рассказала адвокат художника Ольга Динзе.

***

На следующий день, 19 мая, Петру Павленскому вынесли приговор по делу об акции «Свобода» в Санкт-Петербурге. В феврале 2014 года художник и его сторонники подожгли покрышки и принялись стучать палками по металлическим листам на Мало-Конюшенном мосту. Таким образом художник хотел воссоздать атмосферу Майдана.

На этой неделе Оксана Шалыгина рассказала, что Павленского избили сотрудники конвойной службы Мосгорсуда. Сам Павленский уточнил, что между ним и бывшим сотрудником внутренних войск, которого перевозили вместе с ним, произошла перепалка. После этого, по словам художника, его вдесятером стали избивать конвоиры. На заседании в четверг Павленский сказал, что чувствует себя нормально:

«Я попросил бы обратить внимание на Мосгорсуд и то, что там происходит с арестантами. Это единственное место, где происходит конвойный беспредел. То есть все внимание, которое может быть, стоит обратить именно на то, что делает конвой в Мосгорсуде», — сказал художник. ​

Также по теме