В России заблокировали все сайты Ходорковского. Проекты приняли решение закрыться
В среду вечером Роскомнадзор внес в реестр запрещенных сразу три сайта структур бывшего бизнесмена Михаила Ходорковского. Речь идет о страницах проектов «Открытые медиа», «МБХ медиа» и «Правозащита Открытки». На прошлой неделе был заблокирован сайт связанного с Ходорковским центра «Досье». Таким образом, к середине этой недели недоступными в России оказались все медиаресурсы основателя ЮКОСа. И хотя ранее Ходорковский допускал продолжение работы своих проектов за рубежом, все три заблокированных в среду ресурса приняли решение о закрытии.
Вечер блокировок
В 19:03 «Открытые медиа» получили сразу четыре письма о наличии противоправной информации на сайте, рассказала Дождю главный редактор издания Юлия Ярош*. По ее словам, время от времени всем изданиям приходят подобные уведомления, например, за не совсем корректное описание случаев суицида или освещение несогласованных протестных акций. Но раньше было достаточно удалить с сайта указанные материалы и сообщить об этом регулятору на странице, указанной в письме. Предложение уведомить Роскомнадзор об удалении противоправного контента было и в последних письмах, однако ссылок на публикации, ставшие причиной обращения регулятора, в этот раз не прислали. Роскомнадзор лишь уточнял, что речь идет об «информационных материалах» нежелательной организации.
Спустя два часа власти перешли от слов к делу. «Уже в 21:30 мы начали получать сигналы о том, что разные провайдеры блокируют [сайт „Открытых медиа“], пошли на сайт Роскомнадзора и увидели себя в реестре ресурсов, распространяющих противоправную информацию. Судя по комментарию Роскомнадзора РБК, речь идет о связи с нежелательной организацией, чего никогда не было», — сказала Ярош* Дождю.
Как заявили РБК в Роскомнадзоре, по требованию Генпрокуратуры заблокирован доступ к «информационным ресурсам Open Russia Civic Movement, Open Russia*». Кроме «Открытых медиа», заблокировали «МБХ медиа» и проект «Правозащита Открытки». По словам главного редактора «МБХ медиа» Вероники Куцылло, никаких уведомлений о противоправном контенте ее издание не получало. «Это абсолютно неправовая блокировка, основанная, как я могу понять из сообщений госсми, на бредовом утверждении Генпрокуратуры о том, что «МБХ медиа» связано с нежелательными организациями. Это не так и никогда не было так», — сообщила Куцылло Дождю.
«Открытые медиа», «МБХ медиа» и «Правозащита Открытки» заблокированы по требованию Генпрокуратуры от 3 августа на основании одной и той же статьи закона об информации — 15.3. Она позволяет блокировать сайты, на которых есть призывы к экстремизму, массовым беспорядкам и незаконным акциям. На том же основании в России на прошлой неделе заблокировали более 30 сайтов соратников Навального, в том числе сайт самого политика navalny.com.
А 30 июля Роскомнадзор включил в реестр запрещенных сайтов еще один проект Ходорковского —расследовательский центр «Досье», а также страницу из его доклада «Лубянская Федерация» о деле бывшего главы Серпуховского района Московской области Александра Шестуна. И тоже без предупреждений. С учетом блокировок на этой неделе недоступными в России оказались сайты всех медиапроектов Ходорковского.
«Нежелательные» проекты Ходорковского
Претензии к проектам основателя ЮКОСа со стороны российских властей появляются не впервые. В 2018 году Роскомнадзор заблокировал сайт «МБХ медиа», который тогда находился по адресу mbk.media. Основание было тем же — требование прокуратуры по статье 15.3 закона об информации. После этого издание создало новый сайт на Google-сервисе Appspot и продолжило работу.
В марте 2021 году Роскомнадзор обратился к администрации Twitter и потребовал удалить аккаунт «МБХ медиа» из-за того, что там якобы размещены материалы нежелательной организации — «Открытой России». Twitter не стал удалять аккаунт, но прислал редакции сообщение о требовании Роскомнадзора. Главный редактор издания Вероника Куцылло сообщила, что «МБХ медиа» публикует только свои материалы и не имеет отношения ни к каким организациям.
В России признаны нежелательными несколько структур бизнесмена: первыми стали две британские организации — Open Russia Civic Movement, Open Russia и OR (Otkrytaya Rossia) — и американская Open Russia Institute of Modern Russia, Inc. Их внесли в список еще в 2017 году.
В июле 2021 года Генпрокуратура признала нежелательными четыре образовательных организации Ходорковского — «Фонд Будущее России», «Фонд Ходорковского», «Оксфордский российский фонд» и «Европейский выбор». После этого Ходорковский заявил, что больше не будет направлять в Россию стипендии и гранты из своих денег.
Проекты закрываются
В июле бизнесмен в беседе с Дождем допустил закрытие «МБХ медиа» в случае признания издания нежелательной организацией. Он объяснил это тем, что не будет «подставлять людей под уголовное преследование». А в интервью Дождю 31 июля основатель ЮКОСа уточнил, что намерен обсудить будущее проектов вместе с редакциями, уточнив, что «публичная работа» в России и за ее пределами сейчас «взаимозаменяема».
Вечером в среду Ярош* рассказала Дождю, что в четверг утром юрист «Открытых медиа» собирается звонить в Роскомнадзор, чтобы выяснить, за какие конкретно материалы был заблокирован ресурс. При этом она допустила, что проект может быть закрыт. «Я не исключаю, что проект может быть закрыт, потому что власти создают такие условия, при которых люди не могут читать наши новости. Не понимаю, зачем мы в этом случае нужны», — сообщила Ярош* Дождю.
А рано утром в четверг «Открытые медиа» сообщили о закрытии. «К сожалению, власти не нужны медиапроекты с критическим взглядом на происходящее в стране, чем больше критики — тем короче жизнь проекта. Но мы хотя бы попытались», — говорится в заявлении издания. В сообщении уточняется, что у Ходорковский предоставил проекту 5-летний грант через свою компанию Open press.
В эфире Дождя Юлия Ярош* сказала, что после обсуждения в ночь на 5 августа юристы решили, что издание «Открытые медиа» стоит закрыть. «Всю ночь [после блокировки] были попытки понять, что произошло, есть ли возможность продолжить работу или надо продолжить работу. В общем, к утру юристы пришли к консолидированному мнению, что проект должен быть закрыт. Мы это согласовали с нашим инвестором Михаилом Ходорковским и объявили сегодня в 8 утра, что проект закрыт», — заявила теперь уже бывший главред издания.
На вопрос, что будет с редакцией, она ответила, что новые проекты пока не обсуждались. «Все происходит очень стремительно. С одной стороны, нельзя сказать: боже мой, мы ничего такого не ждали. С другой стороны, мы не ожидали, что все случится в ночь на 5 августа и надо будет принимать решения в такие сжатые сроки. С редакцией сегодня будет какой-то обстоятельный разговор. Никаких новых проектов пока не придумано, и я не знаю, могут ли они в нынешних условиях состояться. Я знаю от Михаила Ходорковского, что он хотел бы продолжать сотрудничество, но я не понимаю, в какой форме это можно сделать, чтобы люди находились более-менее в безопасности», — сказала Ярош.
Закрытая «Открытка»
В «Правозащите Открытки» еще ночью сообщили о самоликвидации. Одновременно перестал работать телеграм-канал проекта. «Я не могу сказать, что это совсем неожиданно, — говорит юрист Анастасия Буракова, которая сотрудничала с „Правозащитой Открытки“. — Вместе с тем, как коммунальщики к зиме, всегда не очень готовы. Мы продолжали работу, у нас были доверители, были какие-то дела, поэтому вот такая публикация под ночь о блокировке сайте и дальнейший короткий комментарий Генпрокуратуры, что это было связано с "нежелательностью", в принципе прояснило ситуацию и другого выхода нет. Потому что закон о нежелательных организациях построен таким образом, что продолжать работу больше невозможно <…> У нас не было каких-то колебаний, долгих обсуждений. Как только из генеральной прокуратуры пришла информация, мы с коллегами собрались и приняли решение, что проект „Правозащита Открытки“ прекращает свою работу».
По словам Бураковой, каждый юрист, который работал с «Правозащитой Открытки», сам примет решение, продолжать ли правозащитную деятельность после закрытия структуры. «Лично я буду продолжать, у меня есть личные телеграм-каналы, ко мне лично обращаются как к юристу люди, которые пострадали от государства. Но понятно, что это не в рамках какой-либо структуры, а личная инициатива каждого», — заявила Буракова.
«МБХ медиа» прощается
Последним решение принял проект «МБХ медиа». Еще вечером его главный редактор Вероника Куцылло давала понять, что дальнейшая деятельность возможна: «Пока думаем. Давление на честную журналистику в России становится все сильнее. Но если троглодиты от власти думают, что они могут запугать всех, они ошибаются».
Но около 11 утра Куцылло опубликовала пост в фейсбуке о закрытии: «Прежде мы каждый раз находили возможность вернуться к нашим читателям, зрителям и слушателям. Мы считали, что очень важно продолжать делать нормальную журналистскую работу: рассказывать, что происходит, объяснять, как с этим жить, иногда даже просто развлекать... на этот раз риски слишком велики — не только для работавших на ресурсе журналистов, но и для любых людей, которым понравился наш контент и которые решили поделиться им с другими. Государство, превратившееся в дракона пострашнее шварцевского, может сжевать любого из них».
Справка. «Правозащита Открытки» основана в 2015 году, «Открытые медиа» и «МБХ медиа» — в 2017 году.
Сайт «МБХ медиа» создали после того, как Роскомнадзор по требованию прокуратуры заблокировал сайт «Открытая Россия» — по иску Генпрокуратуры на основании все той же статьи 15.3 закона об информации. В «Открытой России» заявляли, что Генпрокуратура «противоречит сама себе» и путает организацию с британской, которую признали нежелательной.
*По решению Минюста Юлия Ярош включена в реестр СМИ, выполняющих в России функцию «иностранного агента»