«Они хотели использовать журналистику как прикрытие»: бывший репортер Sputnik написал разоблачительную колонку
Журналист российского государственного агентства Sputnik в Вашингтоне Эндрю Файнберг работал корреспондентом в Белом доме и был уволен после того, как не захотел задавать на брифинге вопрос от редактора. Файнберг написал статью для Politico, в которой рассказал весь процесс своей работы на российском государственном телевидении: от собеседования, на котором заявил, что уволится, если его будут заставлять писать неправду.
— Что бы вы сделали, если бы вас заставили писать неправду?
— Я бы уволился.
Такой диалог состоялся на собеседовании в вашингтонский офис агентства Sputnik, входящего в государственный медиа холдинг «Россия сегодня», куда хотел устроиться на работу американский корреспондент Эндрю Файнберг. Он пишет, что не имел предубеждений по поводу работы в государственных СМИ из-за примеров других новостных организаций, вроде BBC, «Голоса Америки», «Франс-пресс» и «Аль-Джазиры», которые, по его словам, «делают отличную работу». О том, что Sputnik работает по тем же принципам, Файнберга на собеседовании заверил редактор Петр Мартынычев. Журналист говорит, что тогда ему понравились эти ответы.
Файнберг пишет, что его непосредственными начальниками были Мартынычев, другой редактор, Анастасия Шевелева и македонец Златко Ковач. По словам Файнберга, они воспринимали некоторые аспекты журналистской работы как чрезмерные. К ним относились хранение в секрете имен источников или выделение денег для сотрудников в случаях, когда они ходят на обеды с источниками.
Файнберг стал первым корреспондентом Sputnik в Белом доме. На одном из первых мероприятий, которые он посетил, он задал вопрос на камеру о том, почему Трамп отказывался использовать финансирование и полномочия, предоставленные ему Конгрессом для отправки оружия в Украину, чтобы помочь в борьбе этой страны против российской агрессии. После этого он получил письмо от Петра Мартынычева о том, что ему следует согласовывать вопросы, которые он планирует задавать, заранее. Файнберг говорит, что своим вопросом он нарушил одно из самых серьезных неписаных правил издания. Оно заключалось в том, что «контент Sputnik должен отражать российскую сторону любой новости, независимо от того, соответствует ли она реальности или нет». Журналист приводит в пример отношение редакции к вопросу о присоединении Крыма к России. Об этом запрещалось писать без упоминания о том, что 90% жителей Крыма проголосовали на референдуме за присоединение к России. Упоминания присутствующих на полуострове военных и военной техники, удалялись из статей перед публикацией.
Журналист также рассказал, что ему приходилось задавать вопросы о том, является ли причиной сокращения иностранной помощи, направляемой США в Украину, коррупция в правительстве Украины. «Вместо того, чтобы унижать себя, задав такой глупый вопрос на камеру, я отправил его по электронной почте представителю Белого дома. Учитывая, насколько нелепым был вопрос, я ничуть не удивился, когда не получил ответа», — пишет Файнберг. Он также признался, что старался не поднимать руку на брифингах слишком высоко, когда ему поручили задать вопрос о том, планировал ли Белый дом или разведка США рассмотреть «альтернативные версии и новые данные» о химической атаке в сирийском Идлибе из доклада профессора Массачусетского технологического института (MIT) Теодора Постола, который заявил о том, что газовой атаки не было и что инцидент был сфабрикован.
Файнберг написал, что был уволен из Sputnik после того, как отказался задать президенту США Дональду Трампу вопросы об убитом сотруднике Демократического комитета США Сете Риче. Полиция связала его убийство с попыткой ограбления. По словам Файнберга, многие СМИ правого толка выдвигали идею о том, что его убийство было возмездием за его роль в утечке тысяч писем Демократического комитета, опубликованных в WikiLeaks. Он приводит в пример телеканал FoxNews, который написал об этой версии, но позднее удалил публикацию.
«Я ответил, что мне было неудобно задавать вопросы или писать о таких вещах, когда для этого не было абсолютно никакой фактической основы. Но эта история служила цели, и Sputnik не отпускал ее», — пишет Файнберг. Редактор Sputnik Петр Мартынычев пригрозил журналисту немедленным расторжением контракта. По словам Файнберга, эта история была выгодна изданию, так как это могло бы перенести ответственность за взломы серверов Демократической партии США с российских хакеров на сотрудников американских спецслужб. Файнберг спросил, увольняют ли его за отказ сообщать ложные сведения или по другой причине, на что редактор ответил ему, что имеет право расторгать контракт без объяснения причины. «Я думал, что Sputnik хотел нанять меня за мои журналистские навыки, но они хотели использовать журналистику как прикрытие, чтобы навязывать свою собственную повестку дня», — считает журналист.
Мартынычев в разговоре с Politico отрицал, что он просил своего сотрудника сообщать о ложных фактах. «Утверждение о том, что вопросы во время брифингов Белого дома задавались для пропаганды теорий заговора — вздор. Все запросы задавались, чтобы получить позицию администрации по разным вопросам», — заявил редактор.
Фото: РИА Новости/ Алексей Даничев
*По решению Минюста России «Голос Америки» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.