Президент России Владимир Путин подписал закон о профилактике правонарушений. Новый закон, который вступит в силу 21 сентября, вводит понятие «антиобщественного поведения». Документ дает право сотрудникам МВД ставить на учет людей «имеющих склонности к правонарушениям». Так ли страшен этот закон, и за что теперь можно встать на учет, объясняют юрист и бывший старший участковый Роман Хабаров, обозреватель общественно-политического еженедельника «Новое время» Идрис Юсупов и специальный корреспондент «Новой газеты» Ирина Гордиенко.
«Антиобщественное поведение» закон определяет как «действия физического лица, нарушающие общепринятые нормы поведения и морали, права и законные интересы других лиц». При этом антиобщественное поведение не будет наказываться административно или уголовно, но у силовых структур будет возможность получать и обмениваться личными данными тех, кого поставили на учет.
Согласно документу, антиобщественным поведением будут считаться действия, «нарушающие общепринятые нормы поведения и морали», но что именно подразумевается под «нормами морали» в документе не уточняется. Инициировать постановку человека на профилактический учет смогут не только силовые структуры, но и те граждане, кто добровольно согласились помогать полиции.
С одной стороны, сам по себе такой закон был нужен, поскольку до этого не было законодательной основы для профилактической работы, говорит Хабаров. По его словам, раньше все профилактические мероприятия, которые проводили МВД и ФСБ, были основаны на ведомственных нормативных актах, а теперь все это будет регламентировано. «Нет ничего принципиально страшного в тех формулировках, которые есть сейчас», утверждает юрист.
С другой стороны, он отмечает, что в законе не перечислены условия для того, чтобы человека поставили на учет. Раньше таких условий было около десяти, в числе них — хотя бы однократное привлечение к ответственности, хранение оружия, наркотическая, алкогольная зависимость. До этого закона, по словам Хабарова, было понятно, за какие действия можно попасть на учет.
«Теперь эти категории не прописаны, получается, что профилактика может производиться в отношениях любого гражданина, и оставляет простор для злоупотреблений», — говорит Хабаров. Он подчеркивает, что решение будет принимать участковый и многое будет зависеть от того, что этот человек подразумевает под нормами морали: «не поздоровались с соседом или пост в соцсети написали не о том, сосед пожаловался — поставили на учет за нарушение норм морали».
Участковый внесет человека, чье поведение он посчитал антиобщественным, в базу, где будет отчитываться о профилактической работе: беседа, разговор с соседями и знакомыми, и так далее, рассказывает Хабаров. При этом, по его словам, сам по себе профилактический учет не грозит никакими правовыми последствиями. «Если сейчас участковый пригласит вас для беседы, вы можете пойти, а можете не пойти. То же самое будет происходить после того, как закон вступит в силу», — говорит юрист.
Обозреватель общественно-политического еженедельника «Новое время» Идрис Юсупов считает, что на практике силовые структуры могут злоупотреблять возможностью постановки человека на профилактический учет. Он приводит в пример опыт Дагестана, где 20 тысяч человек стоят на учете, больше половины из них — на, так называемом, экстремистском учете.
Такого же мнения придерживается корреспондент «Новой газеты» Ирина Гордиенко, автор материала о том, как работает система профучета в Дагестане.
По ее словам, «этот закон повторяет тюремные понятия, просто уже в масштабах общества». «В тюрьмах раньше существовали, так называемые секции дисциплины и порядка, рассказывает Гордиенко, когда руками заключенных осуществляются полицейские функции над другими заключенными. И руками других заключенных администрация колонии руководит зоной. Так и сейчас: любой человек только на основании того, что он стал добровольцем, сможет доносить на других людей», — говорит журналист.
Смотрите также: Теперь на учет в полиции можно поставить любого. Чем это грозит?