В пятницу, 3 июня, в газете «Ведомости» вышла колонка первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой. Она объяснила, как регулятор принимает решения снижать или повышать ключевую ставку, а также рассказала, почему банки в России перестают брать в долг у ЦБ. Дождь подготовил два пересказа ее заметки: краткий и чуть более подробный.
Очень краткий пересказ
Ксения Юдаева объясняет, чем сейчас занят Центральный банк и почему он уже давно ничего не делал с ключевой ставкой: последний раз он ее снизил в июле прошлого года с 11,5 до 11%. Ключевая ставка — это процент, под который ЦБ дает деньги другим банкам. Когда рубль обвалился в конце 2014 года, ЦБ резко повысил ставку больше чем в два раза, до 17%. Это позволило тогда замедлить падение рубля, но инфляци продолжала расти.
Теперь Банк России поставил перед собой задачу снизить инфляцию до 4% уже в конце этого года (сейчас 7,3%). Юдаева объясняет, что прямо сейчас нельзя резко снизить ключевую ставку, потому что банки в России перешли от дефицита к профициту ликвидности.
Проще говоря, это значит, что раньше банкам не хватало денег, а теперь у них появился даже излишек. То есть ситуация на рынке изменилась: денег стало больше, и банки отдают их «дешевле», следовательно снижаются ставки.
По словам Юдаевой, раньше, при дефиците ликвидности они могли постепенно опускать ключевую ставку вслед за снижающимися ставками банков. Теперь, несмотря на то, что банки продолжают постепенно снижать ставки, ЦБ не может делать этого, потому что еще более дешевые деньги лишь разгонят инфляцию, с которой и пытается бороться регулятор.
Чуть более подробный конспект
В ситуации, когда Центробанк контролирует уровень инфляции, основным инструментом регулятора становятся процентные ставки. Банк России изымает или, наоборот, предоставляет больше денег банковской системе таким образом, чтобы ставка межбанковского кредитования была близка к ключевой ставке (+/- 1%). Это означает, что проценты, под которые банки берут кредиты у Центробанка и друг у друга, должны быть примерно равны. Все остальные ставки коммерческие банки устанавливают самостоятельно, ориентируясь на эти два показателя.
Ключевая ставка — процент, под который Центробанк кредитует коммерческие банки и берет у них деньги на свой депозит. От нее зависят проценты по всем кредитам и уровень инфляции в стране.
Ставка межбанковского кредитования — процент, под который банки привлекают кредиты друг у друга на короткий срок. Межбанковский рынок кредитования дает банкам возможность быстро привлечь необходимые средства.
При изменении ключевой ставки Центробанка (или даже из-за ожидания ее изменения) вся система процентных ставок в экономике приходит в движение. Скорость изменения меняется по-разному в зависимости от финансовых инструментов. Быстрее всего реагируют рыночные ставки (например, по облигациям), банковские — с небольшой задержкой.
Управляя ставками денежного рынка, Центробанк либо берет у коммерческих банков в долг, либо сам дает им кредит. Ситуация на рынке, когда банки берут в долг у Центробанка, называется структурным дефицитом ликвидности . Если, наоборот, регулятор должен коммерческим банкам, это называется структурным профицитом ликвидности.
Не существует единого мнения, какая система управления — лучшая для финансовой системы. Многое зависит от того, какой финансовый рынок лучше развит в стране.
В России, по словам Юдаевой, происходит постепенный переход от дефицита ликвидности к профициту. Центробанк выдает коммерческим банкам все меньше кредитов, а количество денег на депозитах самого регулятора растет. В последнее время банки стали снижать ставки по депозитам, потребительским и некоторым корпоративным кредитам.
Поэтому уменьшаются процентные ставки денежного рынка: банки все меньше нуждаются в ликвидности и следовательно деньги «дешевеют». Из-за изменения соотношения ставок в экономике, доходность по российским облигациям сравнялась с доходностью таких бумаг в ЮАР и Турции, несмотря на более высокую инфляцию в России, приводит пример Юдаева.
Центробанк отслеживает эти процессы и учитывает в своей политике. Ставки снижаются относительно ключевой ставки. И в условиях, когда денег у банков много, ключевая ставка должна быть выше банковских ставок, поэтому Центробанк не менял ее в последние месяцы, несмотря на замедление инфляции. Все решения Банк России принимает, стремясь достичь уровня инфляции в 4%.