Президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе страны из Транстихоокеанского торгового партнерства (ТПП). Договор между 12 странами, который США подписали год назад, но еще не ратифицировали, был ключевым для Барака Обамы. Администрация прошлого президента называла соглашение движущей силой для экономических реформ и основой для интеграции США в Азию. Трамп в ходе предвыборной кампании наоборот критиковал соглашение, называл его «безумием» и в итоге отменил в первый же свой рабочий день.
Что такое ТПП
Транстихоокеанское партнерство год назад было подписано 12 странами региона, на которые приходится 40% мировой экономики. Инициаторами выступили Япония и США, а созданный союз стал крупнейшим со времен создания ВТО в 1994 году. Соглашение подразумевало расширение экономических связей между странами региона, значительное сокращение или отмену торговых пошлин, а также утверждение новых стандартов торговли, охраны окружающей среды и труда.
Соглашения должны было вступить в силу в течение двух лет после ратификации странами, на которые приходится 85% общего ВВП союза. «Когда более 95% наших потенциальных клиентов живут за границей, мы не можем допустить, чтобы такие страны, как Китай, писали правила для мировой экономики. Мы сами должны написать эти правила», — говорил Обама, защищая союз.
В чем выгода партнерства для США
На портале Управления торгового представителя США утверждается, что партнерство позволит американским производителям выгодней продавать свои товары за рубеж и снизит для них более 18 тысячи пошлин. Больше всего от соглашения должны были выиграть сельское хозяйство и сфера услуг, писал The Wall Street Journal. В то же время промышленность от нового соглашения могла пострадать, из-за жесткой конкуренцией со стороны азиатского импорта, отмечало издание.
Ратификация соглашения незначительно увеличила бы ВВП страны — на 0,15%, или 42,7 миллиарда долларов к 2032 году, а также создало бы 128 тысяч рабочих мест, подсчитали в Комиссии по международной торговле США. Исследователи из Университета Тафтса, напротив, подсчитали, что ратификация соглашения приведет к снижению ВВП США на 0,5% в течение десяти лет.
Более значительным стал бы рост американского экспорта — на 9,1%, или 357 миллиардов долларов к 2030 году, предсказывали в Институте международной экономики имени Петерсона. Тем не менее, другие страны союза выиграли бы от соглашения гораздо больше: экспорт, например, Вьетнама, Малайзии и Японии увеличился бы на 30%, 20% и 23% соответственно.
Администрация Обамы в ответ на это в мае 2016 года заявила, что исследование не учитывает всех плюсов союза, таких как снижение административных издержек. В случае с ТПП важны не столько отдельные преференции, сколько глобальный тренд на глобализацию, развитие технологий и эффективности труда, отвечала старая администрация на критику.
Почему США решили отказаться
Выход из партнерства, скорей, символический шаг Трампа, поскольку в таком виде соглашение не прошло бы одобрение конгресса, пишет Washington Post.
В своей предвыборной программе Трамп указывал, что создание союза подорвет американскую экономику. «ТПП создаст международную комиссию, которая будет принимать решения, на которые американский народ не сможет наложить вето», — писал новый президент. Участники соглашения смогут продвигать на американский рынок собственные товары, сохраняя при этом барьеры для экспорта из США, считает Трамп.
В 2015 году США уже потеряли более двух миллионов рабочих мест из-за дисбаланса в торговле со странами региона, и это число вырастет в случае ратификации соглашения, а сильней всего пострадает американская промышленность, предупреждал в своей программе Трамп. Эта риторика помогла Трампу привлечь сторонников в Висконсине и Мичиганне — промышленных штатах, которые до этого традиционно голосовали за демократов, отмечает Bloomberg.
При этом в ходе дебатов Трамп полностью не отказывался от идеи партнерства, выступая за «умные соглашения», напоминает колумнист Bloomberg Михир Шарма. Соперник Трампа на выборах Хиллари Клинтон также не была сторонником соглашения, которое, по ее словам, «не соответствует ее стандартам о большем количестве рабочих мест для американцев».
Что будет дальше
Премьер-министр Японии Синдзо Абэ говорил, что без участия США сделка не имеет смысла, и выражал надежду, что Трамп передумает. Если до 2018 года соглашение не ратифицируют минимум шесть стран-участниц, на которые приходится 85% общего ВВП, оно не вступит в силу. Без участия Японии и США договор в силу вступить не может. Хотя многие страны, например, Австралия или Вьетнам заявили о готовности вступать в партнерство независимо от решения США, отмечает Bloomberg.
Отказ от ТПП — первый шаг в изменении Трампа торговых отношений США. Президент пообещал встретиться с премьер-министром Канады Джастином Трюдо и президентом Мексики Энрике Пенья Ньето, чтобы обсудить другое соглашение — Североамериканскую зону свободной торговли (НАФТА), из-за которого, по мнению Трампа, рабочие США также теряют рабочие места.
Отказ от торгового партнерства может разрушить экономическую модель, которая развивалась 70 лет, писала Financial Times. «Свободная торговля против популизма», — описывало ситуацию газета. «Идея глобализация столкнулась с самым серьезным политическим вызовом за последние десятилетия», — полагало издание.
Даниил Сотников