«Свободным внутренне я быть не перестану»: россиянин Дмитрий Попов, приговоренный в Беларуси к 16 годам колонии, написал письмо друзьям

16/12/2021 - 20:04 (по МСК)

Белорусский суд приговорил россиянина Дмитрия Попова к 16 годам лишения свободы. Попов проходил по одному делу с оппозиционером Сергеем Тихановским и обвинялся в организации массовых беспорядков и разжигании розни против представителей власти. До ареста Попов был администратором соцсетей «Страны для жизни». Перед приговором Попов написал письмо своим знакомым, в котором рассуждает о внутренней свободе. Оно оказалось в распоряжении Дождя, мы публикуем его текст полностью.

Дмитрий Попов. Фото: правозащитный центр «Вясна»

Еще лет 11 назад я неоднократно говорил Ю.Ю. (сестре Юлии — прим. Дождя), что свобода для меня — одна из основополагающих потребностей. Причем свобода не в том или не совсем в том смысле, как это может интерпретироваться из письма из мест лишения свободы. В первую очередь я всегда говорил о свободе внутренней. Если человек не способен мыслить независимо от каких бы то ни было обстоятельств, он никогда не может назвать себя свободным. Когда ты внутренне свободен, тебе часто приходится идти даже вопреки этим обстоятельствам, но в этом и состоит ее ценность. Когда ты вопреки всяким начальникам и авторитетам сохраняешь в себе силы и мужество поступать и мыслить так, как сам того хочешь.

Полагаю, что именно поэтому свободных внутренне людей часто принимают за безумцев. Ведь их мысли и действия порой могут идти вразрез общественным. Но как показывает практика, в конечном счете эти безумцы становятся лидерами мнений, а иногда даже государств. Лишь спустя долгие годы или даже поколения к вчерашним безумцам-изгоям прислушиваются, а их идеи оценивают как философскую истину.

Большинство людей вовсе не способны мыслить по-настоящему свободно, ведь вольнодумство предполагает прежде всего ответственность. Ответственность и огромный труд. Свобода в принципе штука не для ленивых. Она очень требовательна и капризна. Ее нельзя купить или вырастить, как котенка. С ней нельзя договориться, ее нельзя подкупить, поскольку свобода — барышня крайне бескомпромиссная.

Рисунок Попова, сделанный в тюрьме. Фото из телеграм-канала его сестры Юлии

Ну и в конце концов внутренняя свобода — это лучшее и самое ценное, что может иметь человек. Любого можно лишить физической свободы, но никого — внутренней! Именно поэтому вольнодумцы на протяжении тысячелетий всегда были и есть гонимы, поскольку ими невозможно управлять, их невозможно переубедить. Да, их можно запугать, закрыть или даже истребить, но их невозможно изменить.

Спустя 11 лет после нашего первого разговора с Ю. Ю. (сестрой Юлией — прим. Дождя) о свободе я ни на секунду не усомнился в том, что я выбрал правильный путь. Не факт, что когда-нибудь этот путь приведет меня к счастливой и беззаботной жизни, однако в конце этого пути я буду знать, что сделал все, что мог. Не для себя, может быть, но для сомневающихся точно.

В то же время я вовсе не претендую на какое бы то ни было признание или известность. Я лишь делаю и говорю то, что считаю нужным делать и говорить. Оценку этому давать уже точно не мне. Но если когда-нибудь, пусть даже века спустя, я смогу принести пользу хотя бы одному человеку — мой долг на этом будет выполнен и все, что со мной происходит на протяжении 30 лет, пройдет не зря.

На ближайшие 16 лет меня лишат физической свободы, но свободным внутренне оттого я быть не перестану. Поэтому засим заканчиваю и подписываюсь как свободный человек Попов Д. Ю. До связи!