С сентября 2015 года количество россиян, приговоренных к реальным срокам лишения свободы по обвинению в действиях экстремистской направленности, не связанных с насильственными и общеуголовными преступлениями, выросло с 54 до 94 человек, говорится в докладе информационно-аналитического центра «Сова».
В статистике рассматриваются 13 статей УК (некоторые из них — частично, так как включают в себя насильственные действия). Это, в частности, «публичные призывы к осуществлению террористической деятельности» (ст. 205.2), «призывы к массовым беспорядкам» (ч. 3 ст. 212), «возбуждение ненависти или вражды» (ст. 282) и другие статьи.
При этом «Сова» не учитывала тех, кто находится под следствием, не был приговорен к лишению свободы или уже освободился. Также в списке нет тех, в чьих приговорах есть действия, связанные с насилием, в частности, «прямая подготовка таких действий».
Чаще всего попавших в статистику осужденных обвиняли по статьям 205.5 (организация деятельности террористической организации и участие в ней, 36 человек), 282.2 (организация деятельности экстремистской организации, 35 человек) и УК РФ 282 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, 28 человек). По 16 случаев приходится на статьи 278 (насильственный захват власти или насильственное удержание власти, используется только через часть 1 статьи 30, то есть как подготовка к совершению этого деяния), 280 (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности) и 205.2 (публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма) УК РФ.
С сентября 2015 года резко выросло количество людей, осужденных за попытку государственного переворота или деяния, относимые Уголовным кодексом к террористическим, отмечает «Сова». «Этот прирост в основной своей части обеспечен активистами „Хизб ут-Тахрир“, которым все чаще вменяют именно такие статьи вместо сравнительно легкой ст. 282.2, как ранее. Вообще, к „Хизб ут-Тахрир“ относятся 47 из этих 94 человек; осуждены они почти всегда за само членство в партии, хотя оно может квалифицироваться по разным статьям Уголовного кодекса», — говорится в докладе.
Число людей, осужденных за публичные высказывания, выросло до 41 человека. «В сентябре 2015 года таковых было 26, а если строго следовать принятым сейчас ограничениям, то даже несколько меньше. Таким образом, количество приговоров, вынесенных за высказывания и связанных с лишением свободы, с осени 2015 года выросло примерно вдвое», — отметили в центре «Сова», добавив при этом, что с середины 2016 года число людей, осужденных за высказывания, стало резко снижаться.
У большинства из осужденных инкриминируемые высказывания включали «призывы к насилию джихадистского или расистского толка, но применительно к каждому четвертому <…> есть более или менее обоснованные сомнения в наличии таких призывов», рассказали в «Сове».