«Сегодня современный театр — опасное искусство»: обращение Серебренникова к студентам
На пресс-конференции открытия международного Фестиваля-школы «Территория» актер Евгений Миронов зачитал обращение арт-директора фестиваля и художественного руководителя «Гоголь-центра» Кирилла Серебренникова, который сейчас находится под домашним арестом по делу о хищении в «Седьмой студии». Письмо было написано еще в августе, до ареста. В нем режиссер передал наставления участникам фестиваля и напомнил им, что современный театр в России — опасное искусство. «Таким, каким оно стало сегодня в России, он не был практически нигде и никогда», — написал Серебренников. Дождь публикует обращение режиссера полностью.
Привет.
Друзья и коллеги, вы приехали на фестиваль-школу «Территория» — и у вас в голове, наверняка, есть несколько мыслей.
- Прогуляться по Москве
- Наладить связь с коллегами, которые помогут в будущем
- Себя показать, а вдруг понравлюсь, и будет работа
- Посмотреть это странное искусство, которое показывают на этой территории
Все мысли, в принципе, правильные, но я бы хотел, чтобы к ним добавилось еще одно соображение:
Эти несколько суперинтенсивных по программе дней, которые вы проведете в Москве, посещая спектакли, мастер-классы и лекции, могут стать определяющими для вашей дальнейшей творческой жизни.
Все, что вы тут увидите и услышите, будет вам непривычно. А все непривычное заставляет организм защищаться, искать способы выживания и адаптации.
Вот несколько пунктов того, что в данной ситуации делать не надо:
Вам не надо трудиться искать аргументы, чтобы разоблачать современный театр и очередной стотысячный раз повторить — только классика, только традиция, только то, что было. Это уже много раз сделали за вас.
Вам не надо искать в арсенале ваших знаний слова, чтобы как-то объяснить себе или другим то, что вы видите, у вас нет этих слов, этих знаний, этого инструментария. Иначе зачем вы приехали?
Вам не надо доказывать всем, что то, что вам показывают и рассказывают и так уже давно вам хорошо известно, что вы это уже давно освоили и что «я тоже так могу», даже если это и так, стоит интеллигентно промолчать и загадочно улыбнуться.
Что стоит делать за эти несколько дней, которые вы проведете на фестивале «Территория»?
- Слушать то, что говорят
- Делать то, что просят
- Смотреть то, что показывают
- А потом уже — после окончания фестиваля — сесть и ответить на несколько вопросов.
- Какую пользу из всего, что я видел и слышал, я могу извлечь?
- Тот путь в искусстве, который мне предлагает фестиваль, он мне подходит или нет? Это — мое или не мое?
- Кто я вообще такой и чем в это жизни я хочу заниматься?
Честные ответы на эти вопросу могут изменить вашу жизнь кардинально или, наоборот, смогут показать вам, что то, что вы делали до фестиваля — это и есть ваш путь, и никакого современного театра вам и близко не надо.
Согласитесь, и то, и другое — хороший результат, он стоит всех усилий.
Главное, будьте честными и искренними перед собой — это необходимо для любого типа искусства.
И помните еще одну важную вещь:
Сегодня современный театр не просто важнейшее, передовое, а значит мощное, влиятельное, смыслообразующее искусство, но и — опасное.
Таким, каким оно стало сегодня в России, он не был практически нигде и никогда. Так что подумайте над этим тоже. И — за работу!!!!!!
Кирилл Серебренников.
Фото в анонсе: РИА Новости