Сбежавший из России сотрудник ФСО рассказал о «спецпоезде» Путина и одинаковых кабинетах президента

04/04/2023 - 15:09 (по МСК)

В октябре 2022 года сотрудник Федеральной службы охраны президента (ФСО) Глеб Каракулов, который служил в органах более 10 лет, отправился в рабочую командировку в Казахстан. В последний день пребывания там он, забрав жену и дочь, улетел в Стамбул. После этого Каракулов связался с журналистами центра «Досье» и подробно рассказал им о побеге, своей работе в ФСО, «спецпоезде» Путина и одинаковых кабинетах президента в разных его резиденциях.

 

Каракулов работал в ФСО инженером. «Досье» при помощи открытых данных и утекших в интернет баз подтвердило его личность и те моменты его биографии, о которых он рассказал журналистам.

Побег из России

По словам Каракулова, решение об увольнении из ФСО он принял после объявления мобилизации в России в сентябре 2022 года. Узнав, что ему предстоит командировка в Казахстан, он решил уехать и связаться с журналистами. Каракулов рассказывает, что после начала войны он «не мог идти на сделку с совестью». «Я просто не мог находиться на службе у этого президента. Я считаю этого человека военным преступником», — сказал он, объясняя свое решение.

В Астану Каракулов прилетел 6 октября, через два дня туда же приехали его жена и дочка, а 14 октября, в последний день командировки, они вместе поехали в аэропорт. Коллегам, которые приглашали его провести время вместе, он сказал, что останется в номере. После приземления, как рассказывает Каракулов, он получил несколько сообщений, в которых его искали, но «шквала», по его словам, не было. Он предполагает, что другие сотрудники поняли все достаточно быстро, но ему, как он говорит, почти ничего не высказали. «Именно формата „ах ты негодяй“ — таких два или три сообщения», — рассказал Каракулов. 

После его побега из России, как он рассказывает, к его родственникам пришли с обыском. О том, что он планирует уехать, они не знали.

Внутри ФСО

В Федеральную службу охраны Каракулов, как он рассказывает, пришел в 2009 году, после выпуска из Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского. Там он работал инженером и обеспечивал шифрованную связь первых лиц государства — президента и премьер-министра. По долгу службы Каракулов постоянно ездил в командировки вместе с президентом.

Путин, по словам Каракулова, все это время действительно много работал. «Например, я нахожусь на дежурстве и вижу, в какое время происходит соединение разговора. В командировке до 2–3 часов ночи по Москве он не засыпает. Если это какая-нибудь командировка в другой часовой пояс, то он работает преимущественно по московскому времени», — рассказывает Каракулов.

Из особенностей своей работы Каракулов отмечает, что Путин не пользуется ни интернетом, ни мобильной связью. «Вся информация, которую он получает, — только от людей, которые непосредственно близки. Он живет в своего рода информационном вакууме», — описывает Каракулов. При этом президент, по его словам, использует видеоконференции. «Особенно это стало востребовано в 2020 году, когда начался коронавирус», — добавляет Каракулов.

Карантин, по его словам, строго соблюдается в Кремле до сих пор, даже спустя два года после начала пандемии, и все, кто встречается с Путиным, проходят период «самоизоляции». Однако о проблемах со здоровьем Путина он не слышал. По его словам, за 13 лет его службы по причине болезни президента были отменены всего одна или две командировки из множества. В ФСО, говорит Каракулов, Путина «называют шефом» и «всячески боготворят».

Спецпоезд Путина

Караулов, как он рассказывает, ездил в «неподготовленные» резиденции Путина — места, где президент останавливался в зависимости от ситуации. Однако другие его коллеги были и в «постоянных» резиденциях — в частности, в Сочи, где, как выяснили журналисты, у Путина есть огромная резиденция на берегу Черного моря.

«Он [коллега] отвечает за радиосвязь и все объекты, которые планируются к посещению, он все их объезжает, проверяет. Я у него спрашиваю: дворец-то — он есть? Он говорит: „Ну да, есть как бы. Туда частенько езжу, связь проверяю“», — рассказал Каракулов. 

Кроме прочего, по его словам, он устанавливал спецсвязь и на «бронепоезд» президента, о существовании которого в начале зимы 2023 года рассказали журналисты. 

«Это поезд под президента. Он начал появляться у нас в расписании где-то, наверное, в 2014 или 2015 году. Выглядит как обычный поезд, абсолютно такой же, как и все остальные, серые с красной полосой, поезда РЖД», — рассказывает Каракулов. По его словам, часто использовать этот поезд начали в конце лета 2021 года. Самой часто посещаемой резиденцией Путина Каракулов при этом называет Валдай. Как выяснило издание «Проект» осенью 2022 года, именно там в 2019 году появилась одна из охраняемых железнодорожных станций, специально предназначенных для «секретного поезда» Путина.

Подтверждает Каракулов и предположения журналистов о том, что у Путина несколько идентичных по интерьеру кабинетов в разных резиденциях. «У него кабинеты что в Питере, что в Сочи, что в Ново-Огареве — они одинаковые, там все абсолютно идентичное. Бывало, что я знаю, что он находится в Сочи. Фоном работает телевизор, идут новости, показывают, что он какую-то встречу в Ново-Огареве провел. И я спрашиваю у коллеги в Сочи: „Он уже улетел?“ Нет, говорит, сидит», — рассказывает Каракулов.

Коллеги Каракулова, по его словам, много путешествуют и видят условия, в которых живет и президент, и его ближайшее окружение, однако, большинство из них не испытывает от этого никакого диссонанса и поддерживает Путина.

«Я не знаю, почему у них диссонанса не возникает. Наверное, просто потому, что они как-то в этом участвуют. Представляете, гостиница Kempinski или еще какая-нибудь крутая, в которой ты точно не будешь жить в обычной жизни. Там и трехразовое питание будет организовано соответствующего уровня. Есть что-то, наверное, манящее в том, что ты можешь побывать там, где ты бы никогда не побывал», — предполагает Каракулов.

При этом сотрудников ФСО война в Украине коснулась напрямую — многие из них участвуют в боевых действиях. «Честно, я надеялся, что будут люди, которые хотя бы в частных беседах будут хоть как-то говорить: „Ребята, ну вообще-то это война, вообще люди гибнут“. Я надеялся, что будут звучать такие фразы. К сожалению, такие фразы не звучат, и почти 100% за Путина», — говорит Каракулов.

Также по теме