Саудовские реформы: при такой цене на нефть стране осталось четыре года
Из-за упавших цен на нефть Саудовская Аравия начинает модернизацию экономики, говорится в докладе американского аналитического центра Atlantic Council. Несмотря на то, что денег хватит для финансирования дефицита бюджета еще на пять лет, в королевстве готовят структурные реформы: впервые могут ввести налог на добавленную стоимость, планируется частичная приватизация крупнейшей в мире нефтяной компании, а также политическая либерализация.
Дефицит бюджета Саудовской Аравии в 2015 году составил 98 миллиардов долларов, а с учетом расходов на войны в Йемене и Сирии он может достигать 120 миллиардов. В этом году он должен снизиться до 87 миллиардов, говорится в докладе.
При этом резервов страны (616 миллиардов долларов) хватит, чтобы обеспечивать дефицит бюджета в течение еще нескольких лет. Но, как пишут авторы исследования, запасы стремительно сокращаются. За последние два года они уменьшились на 140 миллиардов.
По оценке бывшего советника министра нефти Саудовской Аравии, без структурных реформ при таких низких ценах на нефть страна сможет существовать не более четырех лет. Как пишут авторы доклада, экономические потрясения в государстве, которое поставляет 10% нефти в мире, будут иметь глобальные последствия.
Первый налог в истории страны
Правительство рассматривает вариант с введением новых налогов, в том числе впервые в истории страны ввести НДС в размере 5%. Этот шаг, по мнению Atlantic Council, подтверждает серьезность намерений правительства страны: постепенное наращивание доли других доходов помимо продажи нефти.
Авторы доклада предполагают, что жителям страны может не понравиться такое предложение. Ведь в то время, как они будут финансировать государство, королевская семья останется главным бенефициаром нефтяных доходов. А возможные протесты в ключевой для региона стране могут дестабилизировать весь Ближний Восток, подчеркивают авторы доклада.
Приватизация
Еще одним серьезным изменением в экономике страны может стать частичная приватизация крупнейшей в мире нефтяной компании Saudi Aramco. Возможность приватизации обсуждалась уже давно. Так, об этом принц Мохаммед бин Салман говорил еще в начале года в своем интервью журналу The Economist. Главным препятствием к этому остается непрозрачная отчетность компании.
Saudi Aramco регулярно публикует производственные данные о количестве добытой и проданной нефти, объемах поставок и прочей операционной деятельности. При этом потенциальных инвесторов смущают закрытые финансовые показатели и суммы, которые получает от компании королевская семья, пишут аналитики Atlantic Couincil.
В случае приватизации части компании и раскрытия большей части отчетности, правительство покажет, что его отношения с общественностью изменилось. «Естественно, королевская семья не отрежет себя от нефтяных доходов, к которым она уже привыкла. Однако теперь семья перестанет считать, что может получать доступ к национальным фондам без ответственности перед обществом», — говорится в докладе.
Конец государства-рантье
Впрочем, диверсифицировать экономику Саудовская Аравия начала еще несколько лет назад, причем достаточно успешно. Как отмечает Financial Times, значительные инвестиции удалось привлечь в химическую и нефтеперерабатывающую промышленность. Говорить об успехах пока рано, уверены эксперты Atlantic Council, но позитивные тенденции нельзя не заметить.
По их словам, королевство сейчас недостаточно использует механизмы рынка для стимулирования всей остальной экономики за пределами нефтяного сектора. Ведь если производство не облагается налогами, правительство не замотивировано повышать его эффективность.
Тем не менее, едва начавшиеся перемены в экономике страны, по мнению Atlantic Council, могут приблизить Саудовскую Аравию к моделям развитых стран из G-20. Государство уже стало крупным производителем химикатов, удобрений, алюминия и других товаров. Описанные в докладе шаги должны в будущем значительно снизить зависимость Саудовской Аравии от нефти.
Важные изменения должны произойти и в политической системе страны. По крайней мере, отмечается в докладе, для этого уже есть воля королевской семьи, которая все больше становится зависимой от государства.