Пытки, QR-коды, «иноагенты». Что Путин обсуждал на встрече с членами СПЧ

09/12/2021 - 18:48 (по МСК)

Владимир Путин провел онлайн-заседание с членами Совета по правам человека при президента России (СПЧ), на котором, в частности, подняли тему пыток над осужденными, роста количества заключенных в СИЗО, необходимости корректировки закона о СМИ-«иноагентах» и законопроектов о введении QR-кодов. Дождь пересказывает главное. 

Фото: сайт Кремля

Пытки над заключенными

В начале заседания глава СПЧ Валерий Фадеев сообщил президенту, члены совета выявили «в некоторых колониях факты превышения должностных полномочий [сотрудников ФСИН] и пыток». Материалы по этим случая переданы в центральный аппарат ФСИН. С докладом о пытках в российских колониях выступила член СПЧ Ева Меркачева, которая в начале декабря вместе с коллегами посетила саратовскую туберкулезную больницу ОТБ-1.

Меркачева предложила внести изменение в уголовный кодекс, добавив в него отдельную статью о пытках, а также передавать все подобные дела в центральный аппарат СК. По ее словам, многие начальники исправительных учреждений, в которых заключенные жаловались на пытки, продолжают там работать, а активисты-осужденные, непосредственно участвующие в насилии, «прекрасно себя чувствуют», некоторые из них получили положительные характеристики в колониях и освободились условно-досрочно. «Должна быть наказана вся цепочка — пытавшие, давшие эти указания и прикрывавшие. То есть все, включая начальника следственного органа, руководителя ИВС, СИЗО или колонии, прокурора и согласившегося с отказом в возбуждении уголовного дела следователя», — считает член СПЧ.

По словам Меркачевой, существует три основные причины применения пыток к осужденным — для получения признаний или показаний против другого человека, для вымогательства и с целью «устрашения и наказания за жалобы».

«И раньше были сигналы о пытках из нескольких неблагополучных в этом плане регионов, но слова заключенного или задержанного зачастую не значат ничего, ноль. На рассказы о пытках в той же саратовской ОТБ никто не реагировал до получения видеосвидетельств. Даже когда все документировалось и дела возбуждались, обычно они заканчивались ничем», — заявила Меркачева. Она добавила, что в редких случаях, когда такие дела доходили до суда, исполнители получали условные сроки.

Меркачева выразила сожаление в связи с тем, что члены СПЧ не могут проверять учреждения без согласия ФСИН и МВД даже в случае получения информации о пытках. Она также попросила президента дать членам СПЧ поручение проверить все российские колонии, заключенные которых жаловались на пытки.

Комментируя тему пыток, Путин назвал их «абсолютно недопустимыми вещами». «Вопрос, безусловно, очень важный, я следил за тем, что происходит, за этой информацией, нужно внимательно в этом разобраться. Центральный аппарат Следственного комитета как раз проводит предварительное следствие по вопросам, которые стали известны и которые рассматриваются в рамках возбужденных уголовных дел <...> Безусловно, очень важная для всех нас тема. Вещи абсолютно недопустимые. Чего там комментировать? Все правильно вы говорите, работать надо по этому направлению последовательно и добиваться нужных нам результатов», — сказал президент.

По словам Путина, Совет Федерации уже начал работу по внесению изменений в законодательство, закрепляющих понятие «пытки». 

Рост числа заключенных в СИЗО

По словам Меркачевой, количество заключенных в российских СИЗО растет, хотя число людей, находящихся в исправительных учреждениях, уменьшилось вдвое за последнее время. «Ситуация уникальная — количество [заключенных] в СИЗО растет. На сегодняшний день там находятся 109 тысяч человек. То есть получается, что каждый четвертый, который находится у нас за решеткой, это невиновный человек, потому что до суда человек еще невиновен, пока суд его вину не установит. Что они делают в СИЗО?», — задалась вопросом Меркачева.

Она добавила, что в СИЗО «все чаще» попадают люди, которых можно было бы оставить под домашним арестом. В качестве примеров она привела ректора Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинка) Сергея Зуева, обвиняемого в мошенничестве, врачей-репродуктологов, обвиняемых в продаже детей от суррогатных матерей иностранцам, а также бывшего главу Союза биатлонистов России Александра Кравцова, арестованного по делу о растрате.

«Конечно, засаживать человека за решетку, в камеру часто совершенно неоправданно, и, уверяю, я полностью с вами согласен», — прокомментировал выступление Меркачевой президент.

О СМИ-«иноагентах»

Фадеев рассказал Путину, что главные редакторы крупных российских СМИ, с которыми встретились члены совета, «высказывали беспокойство по поводу применения» закона об «иностранных агентах». Он добавил, что Союз журналистов России совместно с Союзом журналистов Москвы подготовил поправки к закону об «иноагентах», их направили в профильный комитет Госдумы.

Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев назвал закон о СМИ-«иноагентах» «одним из самых спорных» законопроектов, принятых Госдумой за последние годы. «Он стал действительно большой бедой, бедствием для российских журналистов», — заявил он, отметив, что законопроект о СМИ-«иноагентах» не обсуждался ни с журналистским сообществом, ни с профильным комитетом Госдумы.

Гусев предложил изменить закон таким образом, чтобы решение о включении в реестр «иноагентов» принимал суд, а предварительно СМИ направлялось предупреждение. Журналист отметил, что обжаловать статус «иноагента» сейчас «практически нет возможности».

Кроме того, главред «Московского комсомольца» раскритиковал то, что журналистам, включенным в список «иноагентов», приходится маркировать все свои посты в соцсетях, а поводом для включения в реестр может стать использование иностранных денег во время командировок и выступления за границей.

«Конечно, следует обратить внимание на то, о чем вы только что сказали, в том числе и то, как документ создавался, а именно, что он не обсуждался с профессиональным сообществом. На это нужно не только обратить внимание, но эту работу нужно обязательно провести, посмотреть, как это функционирует, к чему это приводит», — ответил президент Гусеву. Он также назвал «комичными» случаи с маркировкой «иноагентами» личных постов и внесением в реестр за командировки. 

При этом Путин обратил внимание на то, «как к нашим СМИ относятся за границей». По словам президента, российские СМИ «объявляют „иноагентами“», а их сотрудников вызывают в суды и на допросы, и «им грозит тюремное заключение за неявку».

«Нам нужно обеспечить и свободу слова и, в известной степени, неприкосновенность людей, которые обращают внимание на изъяны нашего общества, несовершенства нашего государственного аппарата и системы. Без всякого сомнения. Нам только нужно защитить себя от возможного внешнего вмешательства в наши внутренние дела со стороны. Нам нужно защитить себя оттого, чтобы кто-то использовать какие бы то ни было инструменты внутри России для того, чтобы достигать своих целей, ничего не имеющих общего с нашими интересами. Вот о чем идет речь», — считает Путин.

В то же время Путин призвал «действовать аккуратно» в отношении СМИ и предложил проработать законопроект об «иноагентах» с  профессиональным сообществом.

QR-коды

Глава СПЧ Валерий Фадеев предложил выдавать QR-коды не только вакцинированным гражданам, но и тем, у кого зафиксирован высокий уровень антител, а также разрешить посещать общественные места при наличии отрицательного ПЦР-теста на коронавирус. «Наверное, было бы правильно в случае наличия высокого титра антител такого же, как после прививки [от коронавируса], выдавать этим людям код, как переболевшим», — считает он. 

Глава СПЧ также напомнил о внесении в Госдуму законопроектов, предполагающих введение QR-кодов в общественных местах и на транспорте, и отметил, что «ограничение прав и свобод в этом болезненном для граждан вопросе должны быть минимизированы». 

Путин согласился с тем, что процедура выдачи QR-кодов «должна быть предельно понятной и прозрачной» и «не создавать дополнительных проблем для людей». 

Мигранты

Глава СПЧ заявил о необходимости защитить права мигрантов в России, с одной стороны, и наказывать их за нарушение российского законодательства, с другой стороны. Он напомнил, что недавно в России «были даже случаи массовых драк» мигрантов, и такие инциденты «должны вести к их высылке» из страны.

Фадеев также призвал провести масштабный анализ сферы трудовой миграции. «Сколько трудовых мигрантов нужно нашей экономике, в каких отраслях, в каких регионах? Таких расчетов нет. По крайней мере, они не обнародованы. Как организовать привлечение работников из российских регионов? Говорят, будто бы российские граждане не хотят работать за такие зарплаты. Но зарплаты мигрантов в крупных городах уже в разы превышают зарплаты в некоторых российских регионах», — сказал он.

В ответ Путин сказал, что иностранные граждане, которые планируют работать в России, должны сначала «подготовиться» на родине — изучить русский язык, законодательство и обычаи страны.

Бездомные

Член СПЧ Марина Ахмедова подняла тему ущемления прав бездомных в России. По ее словам, бездомные люди не могут получить плановую медицинскую помощь и сделать вакцинацию против коронавируса. Чтобы решить эту проблемы, Ахмедова предложила, в частности, открыть больницу для бездомных и выдавать им социальные сим-карты.

Путин назвал этот вопрос «очень чувствительным», отметив, что в Советском Союзе бездомных было «не в таком [большом] количестве», как сейчас.

 

Во время заседания Путину также доложили о проблеме буллинга (травли) в школах и том, как на это влияют соцсети. Отвечая на вопрос, президент России, как обратил внимание, сказал «боулинг», а не «буллинг».