Страны западной Европы, в первую очередь, Германия, но также Бельгия, Нидерланды, Швейцария и Австрия продолжают справляться с последствиями тяжелого наводнения, которое ученые уже назвали сильнейшим за 1000 лет. Разрушенные города, сотни погибших и более тысячи пропавших без вести — и это только начало, считают климатологи, которые объясняют катастрофу природными изменениями в результате выброса парниковых газов. Рассказываем о причинах и последствиях «наводнения тысячелетия» и прогнозах ученых, многие из которых уверены: лесные пожары и засухи, цунами и наводнения, землетрясения и торнадо — все это станет в будущем новой нормой из-за уже начавшихся изменений климата.
«Катастрофа исторического масштаба»
«В немецком языке нет слов, чтобы описать это опустошение», — сказала Ангела Меркель в воскресенье после своего визита в землю Рейнланд-Пфальц. Со вторника там и в соседнем регионе Северный Рейн-Вестфалия в результате сильного наводнения погибли 156 человек; более 1600 до сих пор числятся пропавшими без вести. Особенно пострадали районы Арвайлер, Эйфел, Ойскирхен, Рейн-Зиг, Рейн-Эрфт, Рейниш-Бергиш и Бергишес-Ланд.
В Эрфтштадте в районе Рейн-Эрфт обрушились три жилых дома и часть исторического замка. В городе к югу от Кельна дома были смыты или унесены оползнями. Во многих зонах до сих пор не работает мобильная связь, хотя две трети из 150 вышедших из строя станций были восстановлены. Ураган повредил 600 км железнодорожных путей и 80 станций. В Северном Рейне-Вестфалии приостановила свою работу угольная электростанция Weisweiler. Карьер, откуда станция снабжалась углем, затопило в результате прорыва дамбы.
В затопленных регионах всю неделю работают солдаты бундесвера и гуманитарные работники, но никто не может сказать, насколько затянутся восстановительные работы и смогут ли жители вернуться в свои дома.
«Это ужасно. У меня даже не было времени собрать вещи, — говорит житель Блессема Харальд Шницлер, — Я пытался вытащить свою племянницу, а потом помогал пожилым людям выйти из квартир. После этого мне нужно было в Лехених [соседний район — прим.] Потом я вернулся и попытался спасти еще что-то из вещей, но мне уже не разрешили войти. Потом меня увезли отсюда на грузовике».
Наводнение разрушило не только жилые дома, но и всю инфраструктуру. «Все произошло так быстро, — рассказал DW Александр Петровский, владелец магазина видеоигр в Арвайлере,— Всего каких-то 15 минут. Я закрылся в магазине, не мог добраться до своей семьи, ничего не мог сделать. Это займет месяцы, годы, чтобы все восстановить…»
Премьер-министр Северного Рейна-Вестфалии и преемник Ангелы Меркель на посту главы Христианского-демократического союза Армин Лашет назвал наводнение «катастрофой исторического масштаба» и пообещал пострадавшим семьям финансовую поддержку. Однако сейчас в сети гораздо активнее обсуждается его смех, который попал на камеру во время видеообращения президента Франка-Вальтера Штайнмайера.
aha. pic.twitter.com/XA6rC3uXII
— toto (@josefheynckes) July 17, 2021
«Без масок, без социальной дистанции, глупо ухмыляясь во время крупнейшей катастрофы в стране. Тому, кто голосует в этом году за ХДС, уже ничто не поможет», — пишет один из пользователей в Twitter, что отчасти подтверждает предположения некоторых СМИ о том, что политических последствий от наводнения будет не меньше, чем материальных.
Хотя основной удар пришелся на Германию, наводнение затронуло и соседние страны. По данным бельгийского кризисного центра, число погибших в Бельгии достигло 27 человек, пропавших без вести — 103. На востоке страны остаются заблокированными автомобильные трассы и железнодорожные пути. «Должно быть, это самое ужасное наводнение, с которым сталкивалась наша страна», — заявил премьер-министр Бельгии Александр де Кроо. Сейчас в страну прибыли дополнительные спасательные группы из Франции и Италии, чтобы помочь найти пропавших людей и убрать последствия катастрофы. 20 июля объявлено в Бельгии днем траура.
Пострадали также южные районы Нидерландов, из провинции Лимбург эвакуированы десятки тысяч жителей. Смертельных случаев пока нет, однако ситуация остается критической. Уровень воды в реках вокруг крупных городов Венло и Рурмонд достиг рекордных уровней, что грозит разрушением плотин и других водозащитных сооружений. Как сообщает агентство ANP, в Рурмонде и его окрестностях затоплены улицы; также затоплен центр города Валкенбург.
В Швейцарии значительно поднялся уровень воды в озерах: Невшательское озеро, например, расширилось на 12 сантиметров за 24 часа, чего раньше никогда не случалось. Высота Муртенского озера достигла 430,67 метров (его обычная высота — 429 метров над уровнем моря). Предупреждения о чрезвычайной опасности сохраняются для тех, кто находится рядом с озерами Люцерн, Тун и Биль, хотя местные СМИ сообщают о том, что уровень воды в них начал снижаться.
В воскресенье дождь достиг австрийского города Халлайн: там вода смыла автомобили. Жителей некоторых домов эвакуировали, железнодорожное сообщение частично приостановлено.
Почему не сработали системы оповещения?
Непривычно дождливая погода держалась в Германии с начала лета. В июне уровень осадков превысил средние базовые показатели с 1961 по 1990 год на десять литров. В первой половине июля выпало около 68 литров на квадратный метр, что составило 86% от месячной нормы.
Во вторник, 13 июля, метеоролог Немецкой службы погоды Феликс Дитч предупредил слушателей, что в некоторых районах юго-западной Германии ожидаются сильные дожди и ветер. Метеорологическая служба опубликовала в соцсетях экстремальное штормовое предупреждение для регионов Эйфель и Мозель и передала информацию местным властям, пожарным и полиции.
По закону, немецкая система предупреждения о наводнениях оставляет за местными властями право решать, какие действия предпринимать дальше, поскольку местность в каждом регионе очень индивидуальна. 14 июля на официальной странице города Эркарта в фейсбуке появилось предупреждение: не пользоваться душем и посудомоечными машинами из-за перегруза канализационной системы.
Кризисный комитет города Вупперталь также воспользовался соцсетями, чтобы предупредить людей о необходимости оставаться дома, а в четверг, 15 июля, включил сирену, сообщающую о том, что необходимо подняться на верхние этажи и быть готовыми к эвакуации. В результате смертельных случаев в городе не было, а пострадала больше всех оркестровая яма местного оперного театра.
В районе Арвайлер соседнего региона Рейнланд-Пфальц первое предупреждение, напротив, пришло слишком поздно. Жители узнали об угрозе, когда вода уже приблизилась к своему рекордному уровню в 3 метра, а чрезвычайное положение объявили только через три часа. К тому времени многие жители перебрались на верхние этажи своих домов, но некоторые не успели этого сделать — например, утонули 12 человек из общежития для людей с инвалидностью. Когда дежурный сотрудник общежития добрался до их комнат, туда уже пришла вода.
В некоторых местах сирен не было совсем, сообщает газета der Tagesspiegel, на сайте которой уже несколько дней идет текстовая трансляция событий. По их мнению, это связано с тем, что в Германии до сих пор не реализовали запланированную программу финансирования, учрежденную федеральным министром внутренних дел Хорстом Зеехофером для стран, отвечающих за борьбу со стихийными бедствиями в мирное время.
Федеральное правительство предложило землям 88 миллионов евро, однако расходы на обслуживание систем должны были оплачивать сами регионы. Службы, которая бы контролировала наличие сирен, в стране тоже нет.
Некоторые метеорологи и местные политики, однако, считают, что проблема заключалась не в отсутствии сирен, а в непредвиденном количестве воды. Как сообщает New York Times, немецкие власти заверили их, что система предупреждения, включающая в себя сеть датчиков и измеряющая уровень воды в реке в режиме реального времени, работала исправно. Но дождь был такой сильный, что залил даже те реки и ручьи, которые никогда не считались угрозой.
«Уже в среду в 15:30 пожарная команда начала принимать меры безопасности», — сказал немецкой газете Bild Медард Рот, мэр коммуны Кордель в Рейнланд-Пфальце, — Но к 18:00 все было уже под водой. Этого никто не мог предвидеть». Он также заявил, что активировал все службы спасения, как только узнал о приближении реки Килль к опасному уровню, но вода поднялась настолько быстро, что обычными мерами сдержать ее было уже невозможно.
Что говорят ученые и метеорологи
Одной из первых, кто прокомментировал ситуацию, стала шведская активистка Грета Тунберг. «Смертельная жара, наводнения, штормы, лесные пожары, засухи, неурожаи… Это не „новая норма“. Мы находимся в самом начале климатической и экологической катастрофы, и экстремальные погодные явления будут становиться все более частыми», — написала Тунберг в твиттере.
Подобные сильные ливни, по мнению New York Times, являются одним из очевидных признаков того, что климат меняется в результате потепления из-за выбросов парниковых газов — так же, как ими являются участившиеся по всему миру лесные пожары, цунами и землетрясения. Но таких наводнений, которые обрушились на Германию, история современной Европы действительно не знала. По словам представителя немецкой метеорологической службы Уве Кирше, описать случившееся как наводнение столетия было бы преуменьшением. «Это наводнение, подобного которому не было тысячу лет», — сказал Кирше.
Его опасения поддерживает статья в Berliner MorgenPost, вышедшая за несколько дней до наводнения. В ней рассказано о прогнозе, который составили исследователи из центра им. Гельмгольца. Они проанализировали три сценария, по которым может развиваться ситуация с климатом в Германии, и пришли к неутешительному выводу: полностью уберечься от глобального потепления не получится — можно лишь замедлить его темпы и облегчить последствия. Если же оставить все так, как есть, в ближайшие десятилетия пожаров и ливней станет гораздо больше, а температура воздуха и воды повысится до некомфортных и небезопасных показателей.
Немецкий климатический консорциум подтверждает: в Германии с каждым годом становится все теплее. Если посмотреть на график, составленный экспертами в 2020 году, становится очевидно, что начиная с 1960-х годов, каждое десятилетие в стране было значительно теплее предыдущего. Более того, за последние 50 лет возросли сами темпы повышения температуры.
«Еще более десяти лет назад исследования предсказали, что экстремальные осадки участятся в связи с изменением климата», — говорит Якоб Цшайшлер, научный сотрудник Института физики климата и окружающей среды Бернского университета. — А в будущем они станут еще более сильными, если мы продолжим выделять CO₂».
С Цшайшлером солидарны и его иностранные коллеги. «Существует четкая связь между потеплением и выпадением экстремальных осадков», — заявил Вим Тиери, профессор Брюссельского университета.
Действительно, с повышением температуры на 1 градус Цельсия воздух может принимать на 7% больше влажности. Он дольше удерживает воду, за счет чего дождевые осадки потом становятся плотнее и обильнее. Еще один фактор, на который, как считают климатологи, также влияет потепление, это тенденция штормов долго держаться над одним местом, что приводит к выпадению большего количество осадков на меньший участок земли.
Другие ученые считают, что дать однозначный ответ на вопрос, послужило ли глобальное потепление причиной именно этого наводнения, нельзя. Разрушительные последствия в Эйфеле (городе, который пострадал больше всего), объясняются скорее особенностью его топографии, пишет научный портал Spektrum.de. Эйфель располагается на холмах, которые замедляют движение нижних слоев воздуха и создают так называемый эффект пробки. Другие воздушные массы вынуждены подниматься вверх, тем самым вызывая дополнительные осадки. Кроме того, за несколько недель проливных дождей почва оказалась настолько перенасыщена влагой, что уже не могла сдерживать ее, и вода устремилась по склонам на улицы. Недостаточно продуманное градостроительство также видится экспертам одной из причин катастрофы.
«Климатическая адаптация не менее важна, чем сама защита климата, — утверждает Ламия Мессари-Беккер, эксперт по городскому развитию из Университета Зигена. — Нам необходимо сделать нашу искусственную среду — здания, открытые пространства, города — более устойчивыми к таким изменениям».
«Первым шагом должны стать запись и нанесение на карту дорог, которым угрожает наводнение, — соглашается с ней палеоклиматолог Стефан Рамсторф и сокрушается, что эти меры не предприняли ранее. — Исследователи климата предупреждали о глобальном потеплении на протяжении десятилетий. Но даже такие события, как наводнение 2002 года, затопившее Дрезден, не привели к переосмыслению политики».
По мнению Рамсторфа, ситуация с климатом сейчас настолько нестабильна, что даже незначительное повышение температуры может привести к непоправимым последствиям. «В конце последнего ледникового периода мы увидели глобальное повышение уровня моря на 120 метров в результате примерно пяти градусов потепления, — замечает Рамсторф. — Пока у нас достаточно льда для еще 65 метров повышения уровня моря, но мы не должны играть с этой чувствительной климатической системой».
Фото на превью: Rob Engelaar / EPA / TASS