«Последствия этого будут разрушительными для России»: Байден рассказал о встрече с Путиным
В Женеве завершился саммит президентов США и России Владимира Путина и Джо Байдена. Встреча продлилась более трех часов и оба лидера назвали ее в целом позитивной и конструктивной. Среди тем, которые обсудили президенты — кибератаки, отравление и заключение Алексея Навального, а также состояние отношения России и США. Дождь собрал главное из итоговой пресс-конференции Байдена.
Общий итог встречи
«Было важно встретиться лично, чтобы не было недопониманий. Я сделал то, за чем пришел. Первое — мы определили сферы, в которых наши страны будут работать на практике, чтобы достичь взаимных интересов и принести пользу остальному миру. Второе — наладить прямой диалог, чтобы США отвечали, когда затронуты интересы наши или наших союзников. Третье — изложить наши ценности и то, чем гордится наша страна, чтобы он услышал это от меня. И тон этой встречи был хорошим, позитивным. Мы оба обозначали, где мы не согласны, но это было в позитивной атмосфере»
О Навальном
«Я сказал, что люди не будут верить [американскому] президенту, если он не защищает их права, это ДНК Америки, и этот вопрос всегда будет стоять на повестке. Как я могу быть президентом и не говорить про права человека? Я буду продолжать говорить об этом. Мы не берем наши права у правительства. Мы обладаем ими с рождения. Это то, почему мы обеспокоены ситуацией с Навальным и мы будем поднимать этот вопрос, потому что это то, кто мы есть».
<...>
Позднее отвечая на вопрос, что произойдет, если Навальный умрет в тюрьме, Байден сказал:
«Я дал ясно ему понять, что верю, что последствия этого будут разрушительными для России».
О кибератаках
«Я говорил о критичной инфраструктуре. Я дал список, если не ошибаюсь, из 16 секторов, определяемых как критическая инфраструктура законами США — от энергетики до водных систем, которые не должны подвергаться нападениям и атакам. Ответственные страны должны принимать меры против преступников, которые совершают кибератаки. Обе страны будут работать над пониманием того, что должно находиться за пределами атак и над конкретными кейсами. Это то, что мы обсуждали дольше всего»
О перспективе холодной войны
«Я думаю, что последняя вещь, которой хочет Путин — это холодная война. Представьте: у вас есть более чем 1000-километровая граница с Китаем. Вы в ситуации, когда вам нужно поднимать свою экономику. Я не думаю, что в этом положении он руководствуется соображениями холодной войны в отношениях в США. Я верю, что он это понимает. <...> Я ему сказал, что наши поколения разделены 10 годами(...). Нам не обязательно обниматься и петь песни, но это все в интересах двух стран, и мы не хотим оказаться в условиях ядерной войны, он это понимает. Это не означает, что он готов сложить оружие. Он все равно думает, что он в окружении, и он все равно продолжает ожидать, что мы пытаемся его сместить, у него есть эти опасения, но не думаю, что это вера является его движущей силой»
Об осужденных в России американцах
Байден сообщил, что поднимал тему осужденных в России американцах Треворе Риде и Поле Уилане. Рид был осужден на 9 лет за нападение на двух полицейских в Москве. Кроме того, Байден упомянул дело американского инвестора Майкла Калви. «Американский бизнесмен [Майкл Калви] долгое время находится под домашним арестом. И я ему сказал: если вы хотите, чтобы американские бизнесмены инвестировали в Россию, отпустите его на свободу, измените динамику, ситуацию», — сказал Байден.
Даст ли встреча результат?
«Я послушал то, о чем говорил президент Путин на своей пресс-конференции, и он сказал, что мы говорим о практических, реальных решениях. Эти решения, которые мы примем или не примем, — мы узнаем, получили ли мы какие-то результаты, через шесть месяцев», — сказал Байден. «Речь не идет о доверии, а о взаимных интересах», — ответил Байден на последний вопрос журналистов, верит ли он, что Путин будет соблюдать договоренности.