После объявления в пятницу, 24 июня, результатов референдума, на котором британцы проголосовали за выход из Евросоюза, фондовые рынки охватила паника. Основные биржевые индексы Европы рухнули, обвалились фунт, евро и валюты развивающихся стран, упали цены на нефть. Об экономических последствиях «брэксита» его противники предупреждали давно. Несмотря на это, итоги референдума стали для торговых площадок шоком. Дождь разобрался, как мировые правительства будут справляться со сложившейся ситуацией.
Что означает паника рынков
Европейские рынки после объявления результатов голосования открылись рекордными падениями. Британский фондовый индекс FTSE 250 упал более чем на 11%. Рынки Европы и Азии упали на 7-10%. Индексы московской биржи также снизились на 2-4%. Днем по европейскому времени падением открылись и американские биржи.
Первая реакция рынков обычно самая глубокая, после этого рынки выравниваются, объясняет Евгения Слепцова, экономист по Центральной и Восточной Европе Oxford Economics. С ней согласен и Андрей Мовчан, директор программы «Экономическая политика» Московского Центра Карнеги: «Рынки среагировали сами не зная на что: фунт, евро, развивающиеся рынки, рубль, золото — в обратную сторону и так далее. Они успокоятся и вернутся обратно — скоро», — написал он в фейсбуке.
«Немедленная реакция рынков уже показала себя в резком обесценивании фунта и падении мировых фондовых рынков», — пишет в своем обзоре рейтинговое агентство Moody’s. Неопределенность может усилиться в ходе переговоров между Великобританией и Евросоюзом по поводу новой экономической реальности. Они могут затянуться на годы, это «снизит приток инвестиций и уровень потребительского и делового доверия в Великобритании, что скажется на перспективах роста страны», — предсказывает Moody’s.
Как успокоить рынки
Глава Банка Англии Марк Карни уже пообещал выделить 250 миллиардов фунтов. Банки Англии, по его словам, более устойчивы, чем до кризиса 2008 года. Установление новых отношений с остальным миром займет какое-то время. Стоит ожидать экономическую нестабильность, но финансовая система, по словам Карни, хорошо подготовлена к этому.
Европейский центральный банк еще до референдума заявил, что может расширить свою программу количественного смягчения и начать покупать больше суверенных облигаций, чтобы поддержать рынок европейского суверенного долга. ЕЦБ после референдума подтвердил, что, если рынкам это понадобится, он готов предоставить дополнительную ликвидность.
О готовности начать продажу своих национальных валют заявили центробанки Японии, Швейцарии и Дании. Цель — удержать их от излишнего укрепления под влиянием бегства инвесторов в активы — «тихие гавани».
Федеральная резервная система США, которая пока сомневается, продолжать ли повышать ключевую ставку, теперь, скорее всего, отложит повышение, пишет Reuters. Относиться к результатам референдума «спокойно» призвала и представитель МИД Китая Хуа Чуньин. «Все связанные стороны должны успокоиться и оценить ситуацию», — приводит ее слова Bloomberg. Европа — второй по объему товарооборота партнер Китая после США: 598 миллиардов долларов в 2015 году.
Как будут договариваться
Германия уже начала разрабатывать «немецкую стратегию на случай брэксита» пишет газета Handelsblatt, которая ознакомилась с документом. Стране будут предложены «конструктивные переговоры». Стороны обсудят выход Великобритании из Европейского инвестиционного банка, отказ от бюджетных прав и обязательств.
Немецкое правительство призывает не идти на слишком большие уступки. Если Великобритания сможет пользоваться преимуществами европейского рынка, не будучи членом ЕС, то ее примеру могут последовать и другие страны, пишет издание.
«Масштаб и последствия эффекта подражания будут в значительной мере зависеть от того, как поступят с Великобританией», — говорится в материалах немецкого Минфина. По пути Великобритании могут захотеть пойти Франция, Австрия, Финляндия, Нидерланды и Венгрия, пишет Минфин.
Главная опасность сейчас — долгий период неопределенности, пишет Moody’s. Евросоюз, чтобы избежать этого, призвал Великобританию как можно скорее выйти из его состава. «Теперь мы ожидаем, что правительство Великобритании выполнит это решение как можно скорее, несмотря на все негативные последствия. Любая задержка вызовет излишнее продолжение неопределенности», — говорится в сообщении организации.
При этом Moody’s не ждет серьезных негативных последствий для кредитных рейтингов Евросоюза. Порядок выхода из Евросоюза определяется 50 статьей Лиссабонского договора. После объявления о намерении выйти из ЕС стороны начнут обсуждать порядок выхода. Кэмерон заявил, что не будет запускать эти переговоры, а оставит это своему преемнику (а он будет занимать пост премьера Великобритании до осени). Формально на это выделяется два года, но аналитики сомневаются, что сторонам хватит этого времени.
Сценарий Moody’s предполагает, что ЕС и Великобритания смогут сохранить большинство текущих торговых соглашений. Великобритания будет стремиться достичь компромисса между доступом к рынку Европы и уходом от урегулирования вопросов эмиграции и контроля. Этот период переговоров и станет самым напряженным для экономики. Неопределенность станет ключевым препятствием для приток инвестиций.
фото: Reuters / Reinhard Krause