«Хорошая патриархальная семья»: как банк «Пересвет» связан с семьей и окружением главы РПЦ

15/12/2016 - 13:43 (по МСК)

Находящийся в затяжном пике банк «Пересвет» оказался связан с Русской православной церковью и ее предстоятелем еще больше, чем все знали. Дождь рассказывает неизвестные подробности о бизнесе и крахе этой кредитной организации.

Братия и сестры

«Сделайте так, чтобы я к этому не имел никакого отношения», — сказал патриарх Кирилл после того, как встал вопрос, что же делать с его «запыленной» квартирой на улице Серафимовича в центре Москвы.

Тогда, в 2012 году, стало известно, что недвижимость патриарха в знаменитом «доме на набережной» напротив Храма Христа Спасителя стала предметом судебного разбирательства. Библиотека и предметы интерьера в принадлежащем главе Русской православной церкви жилище якобы оказались испорчены строительной пылью из квартиры снизу. Там занимался ремонтом Юрий Шевченко — бывший министр здравоохранения, врач и священник. Решением суда ответчик — Шевченко — был вынужден заплатить около 20 млн рублей компенсации.

Цитата патриарха доступна только в пересказе телеведущего Владимира Соловьева — у того в разгар «квартирного скандала» состоялся разговор с главой РПЦ. Почему-то беседа, по утверждению Соловьева, не была записана.

В итоге истицей по делу об испорченных библиотеке патриарха, его дорогой мягкой мебели и коврах стоимостью несколько миллионов рублей выступала некая женщина. Возможно, именно поэтому патриарх решился на это недоинтервью. Вопрос о том, что за женщина живет в одной квартире с главой РПЦ, тогда взволновал общественность едва ли не больше, чем то, откуда у патриарха взялась жилплощадь в престижном доме.

Кирилл признался: «нехорошую» квартиру напротив Храма Христа Спасителя ему подарили московские власти, а живут там две его сестры. Он назвал их троюродными, одной в 2012 году было 65 лет, другой – 55. Сам он, по его словам в пересказе Соловьева, «не провел там и недели».

«Они все воспитывались вместе. Такая большая, хорошая и патриархальная семья, поэтому даже троюродные и двоюродные все были как часть семьи. Сестры патриарха положили свою жизнь на служение и на помощь святейшему. То есть они ему помогают в его служении. И там они ночуют, там они живут, там какой-то их скарб», — рассказывал Соловьев.

Полное имя одной из сестер, истицы, можно найти в материалах «пыльного дела» — это Лидия Михайловна Леонова, про вторую патриарх ничего не сказал. Ознакомиться с выпиской из Росреестра на квартиру в Доме на набережной не получится — данные на нее отсутствуют. Данных о прописке в квартире кого-либо из сестер не было и в 2012 году, говорит адвокат ответчика по делу Юрия Шевченко Вера Травкина.

Сестры патриарха никогда не становились медийными персонами и уж тем более ничего не было известно об их участии в бизнесе. Из разговора патриарха с Соловьевым также было известно, что обе сестры родом из Ленинграда и в свое время переехали оттуда вместе с Кириллом в Смоленск, когда в середине 80-х он получил там кафедру — «так на семейном совете было решено». «И вот с этого момента ему сестры помогают», — говорил Соловьев.

Фото: Агентство «Москва»

Историк церкви Сергей Бычков, который писал о «пыльном» скандале, назвал девичью фамилию истицы Леоновой — Холодова. А в 2004 году «Огонек» в своем жизнеописании тогда еще митрополита Кирилла, писал: «Ни в одну из его официальных биографий никогда не попадет история знакомства с Лидией Михайловной Леоновой — юной и симпатичной дочерью повара Ленинградского обкома КПСС». К тому моменту, по данным «Огонька», Кирилл и Леонова были знакомы уже более 30 лет и «связывали их самые теплые отношения». Ни про какие родственные связи митрополита и Лидии Леоновой журнал не упоминал.

В государственном архиве Санкт-Петербурга, куда отправился корреспондент Дождя, нашлось личное дело Михаила Григорьевича Холодова, директора столовой Смольного управления делами Ленинградского обкома КПСС. Он родился в 1914 году в селе Солодовка (ныне Волгоградской области), был крестьянином, в 1930 году поступил на работу в совхоз. В 1937 году был призван в армию, служил артиллеристом, в 1943 году получил медаль «За оборону Ленинграда», в 1945 — демобилизовался, остался в Ленинграде и поступил на службу в столовую сначала заведующим производством, потом был повышен до директора столовой. Его с женой Варварой дочь, Лидия Михайловна Холодова (позже Леонова), родилась в 1947 году, спустя 10 лет у пары появилась еще одна дочь — Елена Михайловна Холодова.

В личном деле Михаила Холодова (копия есть у Дождя) указано: жил в Ленинграде на Новочеркасском проспекте, затем переехал ближе к Смольному, на Одесскую улицу — в так называемый «обкомовский» дом. В выписке из ЕГРП на последний из объектов указана нынешняя собственница жилья — Елена Холодова, до 2002 года собственником также числился Михаил Холодов.

Холодовы переехали на Одесскую в конце 60-х, рассказывает бывшая одноклассница Елены Холодовой. До переезда Елена училась в школе 533, расположенной рядом с квартирой Холодовых на Новочеркасском проспекте. Старшая сестра Елены, рассказывает она, к моменту переезда на новую квартиру уже вышла замуж и сменила фамилию.

Чем нам интересна Елена Холодова, которая, если верить утверждению Владимира Соловьева, является предположительно сестрой нынешнего главы РПЦ? Дело в том, что Елена Михайловна Холодова с той же датой и местом рождения, что и дочь обкомовского повара, — акционер (у нее 0,3%) и член совета директоров терпящего бедствие банка «Пересвет».

Согласно документам банка, Холодова родилась в 1957 году в Ленинграде, в 1979 году окончила Ленинградский финансово-экономический институт им. Вознесенского. В 2002 году она стала исполнительным директором благотворительного фонда «Православная гуманитарная инициатива», учредителем которого числится Владимир Гундяев — это светское имя патриарха Кирилла.

Об этом фонде известно немного. Его нынешняя глава, Юлия Кабанова, отказывается обсуждать его работу. Согласно данным «Спарк-Интерфакс», в 2015 году фонд получил почти 169 млн рублей пожертвований.

Следы деятельности фонда нашлись только в Смоленске, где долгое время жил патриарх с сестрами. В 2004, когда гендиректором фонда была Елена Холодова, тот проспонсировал в Смоленске выпуск учебного пособия «История православной земли Смоленской».

В том же фонде раньше работала главный бухгалтер Отдела внешних церковных связей Московского патриархата и член ревизионной комиссии «Пересвета» Татьяна Соломатина (Соломатина сообщила Дождю, что «больше там не работает» и отказалась далее разговаривать). Кроме того, следующим исполнительным директором фонда после Холодовой числилась Светлана Братченко.

Такую же фамилию носит монахиня Фотиния, бывшая помощница Кирилла еще со времен его председательства в Отделе внешних церковных связей патриархата. Став патриархом, Кирилл издал распоряжение об изменении структуры работы Московской патриархии: канцелярию и архив он объединил в единую службу делопроизводства, назначив ее руководителем монахиню Фотинию. Вместе с архиепископом Марком, который также состоял в совете директоров «Пересвета», она была включена в состав Наградной комиссии при патриархе.

Сейчас, по словам руководителя пресс-службы патриарха Александра Волкова, монахиня Фотиния уже не работает в патриархате. «Я вам ничего не скажу», — ответил он на просьбу Дождя прокомментировать наличие родственной связи между патриархом Кириллом и акционером «Пересвета» Еленой Холодовой. В самом банке не отвечают на звонки, на письменный запрос пресс-служба банка не ответила в течение нескольких дней.

Фото: фотобанк «Лори»

 

Церковь идет ва-банк

«Пересвет» всегда входил в круг обязанностей Кирилла. В 1993 году, когда РПЦ вошла в капитал «Экспобанка», который позже превратится в «Пересвет», тогда еще митрополит Смоленский Кирилл говорил, что финансовая структура нужна церкви для «содействия в ее (РПЦ – Дождь) коммерческой, благотворительной и общественной деятельности». Тогда же Кирилл вошел в совет директоров банка.

В начале 2000-х его сменил архимандрит Марк (сейчас митрополит Рязанский и Михайловский). В 2009 году заместителем председателя совет директоров банка стал епископ Тихон (Зайцев) — викарий патриарха. Елена Холодова была назначена заместителем председателя совета директоров в мае 2010. В 2012 году в состав совета директоров вошла Анна Садовничая — дочь ректора МГУ Виктора Садовничего, совладелец и замдиректора «Экспоцентра», второго по количеству принадлежащих акций совладельца «Пересвета». Епископ Тихон покинул совет директоров во втором квартале 2015 года, считалось, что из аффилированных с РПЦ лиц в совете директоров осталась только гендиректор принадлежащей финансово-хозяйственному управлению РПЦ компании «Содействие» Людмила Пикова.

Временную администрацию из-за проблем в обслуживании счетов в «Пересвете» ввели в конце октября. После этого в РПЦ заявили «Интерфаксу»: «Деятельность данного банка по своей природе ничем не отличалась от деятельности всех других банков, работающих в России. Религиозное измерение в его работе отсутствовало, он управлялся светскими менеджерами».

Источник, знакомый с руководством банка, рассказывает, что осенью патриарх обсуждал проблемы банка с президентом Владимиром Путиным. Пресс-секретарь патриархата Александр Волков заявил Дождю, что президент с патриархом «встречаются регулярно», но о содержании их разговоров он не знает. Получить комментарий пресс-секретаря президента к моменту публикации материала не удалось. Официально последний раз патриарх встречался с президентом в конце ноября, в Храме Христа Спасителя, когда тот с огромным букетом цветов приехал поздравить главу РПЦ с 70-летием.

До сих пор никаких решений относительно банка Центробанком принято не было. Временная администрация работает там до сих пор, в начале декабря была опубликована очередная отчетность по МСФО, подписанная главой временной администрации. По закону, срок работы временной администрации в банке — не более шести месяцев.

Фото: Агентство «Москва»

 

Дыра в кармане

«Весь рынок знает, что в банке огромная дыра», — говорит источник в банковских кругах. По данным «Коммерсанта», на совещании ЦБ с крупнейшими кредиторами банка речь шла о 100 млрд рублей — это половина активов банка. Два собеседника Дождя, знакомые с руководством «Пересвета», подтверждают эту оценку.

Председатель правления банка Александр Швец исчез еще в октябре. Практически сразу после того, как Дождь сообщил о его исчезновении, банк приостановил выдачу вкладов, потом пришла проверка ЦБ. Комментарии у ЦБ получить нельзя — он не комментирует действующие банки.

По данным «Коммерсанта», крупнейшие кредиторы банка, которым ЦБ предлагал санировать «Пересвет» про принципу bail-in, категорически против своего участия в спасении банка — особенно госкомпании. Банк обслуживал, к примеру, «Транснефть», «Русгидро», «Пулково», «Интер РАО», «Мосэнергосбыт». Денег самой церкви в «Пересвете» было немного — всего на счетах негосударственных некоммерческих организаций в «Пересвете» на октябрь 2016 года было чуть более 4 млрд рублей, еще 3,8 млрд — на депозитах.

Кроме того, банк обслуживал высокопоставленных должностных лиц. Например, губернатора Московской области Андрея Воробьева, депутата Владимира Ресина, там были открыты счета российских олимпийцев, выяснил Forbes. Был расчетный счет в «Пересвете» и у курируемой Ресиным программы «200 храмов», но только после введения временной администрации Фонд поддержки строительства храмов города Москвы изменил реквизиты на своем сайте — теперь там указан счет в  ВТБ.

По данным двух источников Дождя, местонахождение Швеца до сих пор не установлено. Собеседники Дождя в правлении банка отказываются обсуждать эту тему. Член правления банка Елена Кагдина во время очередной попытки связаться с ней с усмешкой заявила Дождю, что со Швецом «все в порядке» и бросила трубку. Ранее представители банка говорили, что Швец в реанимации.

Мария Жолобова

Также по теме