Патриарх снял со всех должностей главу самого доходного предприятия РПЦ. Главное
Патриарх Кирилл 29 июля отправил в отставку гендиректора предприятия РПЦ по производству церковной утвари «Софрино» Евгения Пархаева, руководившего фабрикой более 30 лет. Он упоминался в СМИ в связи со скандалом вокруг церковных льгот на ввоз табака, а несколько лет назад попал в скандал из-за роскошного празднования дня рождения в храме Христа Спасителя.
Пресс-служба патриархии сообщила, что Пархаев освобожден от всех должностей, занимаемых в организациях РПЦ, — помимо «Софрино» Пархаев управлял гостиницей «Даниловская» Московской патриархии и резиденции патриарха в Чистом переулке, Переделкино и Свято-Даниловом монастыре. Сам Пархаев сказал РБК, что согласен с решением патриарха: «Мне 77 лет, я уже 55 лет служу церкви, 40 лет был директором. Я уже устал».
30 июля полицейские приехали на фабрику «Софрино», по предварительным данным, для обыска, сообщил ТАСС со ссылкой на источники. В то же время собеседники «Интерфакса» утверждают, что полицейские находятся там из-за усиления охраны по просьбе представителя РПЦ до назначения нового гендиректора. Пархаев не подтвердил и не опроверг эту информацию. «Я проехал спокойно, я прошел, здесь вот в кабинете с новым начальником чай пьем», — сказал он РБК.
«Новый начальник» — это исполняющий обязанности гендиректора фабрики Григорий Антюфеев, назначенный патриархом в понедельник. До сих пор он был советником министра культуры на общественных началах и председателем комиссии по музейно-выставочной и архивно-библиотечной деятельности Российского военно-исторического общества. До 2010 года он возглавлял комитет по туризму мэрии Москвы.
«Софрино» — крупнейший производитель церковной утвари, икон и облачения для священников и самое доходное предприятие РПЦ. Выручка завода в 2017 году составила более 2,3 миллиарда рублей, но с 2016 года он не приносит прибыли — чистый убыток в 2015 году составил 50 миллионов рублей.
Slon называл компанию «монополистом» ны рынке производства религиозной утвари. Ассортимент продукции компании обширен — от наклеек за 1,5 рубля до церковной люстры (паникадило) за 1,5 миллиона рублей. Как рассказывал Дождю настоятель храма Святой Троицы в Хохлах Алексий Уминский, в РПЦ есть условие, что священники должны покупать свечи и церковную утварь только на епархиальных складах, которые, в свою очередь, закупают продукцию в «Софрино». «Они [предметы утвари — прим. Дождя] покупаются по одной цене, а епархии еще назначают свою довольно высокую надбавку, по которой священники должны покупать в епархии и книги, утварь, свечи, иконы, крестики. В епархиях это все продается уже по завышенной цене и смущает этой ценой людей, которые нуждаются в этих предметах», — говорит Уминский. По данным РБК, «Софрино» обеспечивает церковной утварью до половины всех российских церквей. По данным «СПАРК-Интерфакс», выручка компании составила 50 миллионов рублей.
На сайте «Софрино» появилось объявление о том, что цены на парафиновые свечи с 27 июля повышаются.
Евгения Пархаева на должность главы «Софрино» назначил патриарх Пимен в 1987 году — через семь лет после создания предприятия. В Московской патриархии Пархаев работал еще с 1965 года, начав с должности рабочего. «Надо было иметь большое мужество, чтобы в те годы выбрать такой путь. При приеме на работу с Евгением Алексеевичем беседовал управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Таллиннский и Эстонский Алексий (в будущем — патриарх Алексий II)», — написано на сайте Пархаева. Slon называл Пархаева «близким другом» Алексия II и родоначальником схем заработка РПЦ на беспошлинном ввозе табака и алкоголя в 90-х годах. Он имел такое влияние на патриарха, что убедил его создать сеть торговых центров на земле РПЦ возле храмов, писало издание. Благословение патриарха Пархаев получил, но воплотить проект не успел из-за кризиса и смерти Алексия II.
По инициативе Пархаева была создана Единая служба заказчика Московской патриархии, которая занималась восстановлением объектов РПЦ. Под брендом «Софрино» работали одноименные частное охранное предприятие и банк, созданный на базе «Олд-банка» предпринимателя Дмитрий Малышева. Пархаев возглавил и ЧОП, и совет директоров кредитной организации. Сразу после ее образования фирма «Жилищно-строительная компания» (ЖСК), учрежденная Малышевым и партнерами, получила 36 госконтрактов за год на 60 миллионов рублей, выяснил РБК.
Проблемы в церковном бизнесе Пархаева начались, когда финансово-хозяйственное управление РПЦ возглавил епископ Тихон, отмечал Slon. Он пытался разрушить монополию «Софрино» на производство церковной утвари, епархиям разрешили открывать собственные производства. Тихон даже перевел деньги РПЦ из банка «Софрино» в банк «Пересвет», а компании партнеров Пархаева перестали побеждать в тендерах на восстановление храмов. В 2014 году из-за «рискованной кредитной политики» у банка отозвали лицензию, а в 2017 году МВД заочно предъявило Малышеву обвинение в мошенничестве в особо крупном размере. Его обвинили в хищении у банка 50 миллионов рублей.
Как пишет РБК, Пархаев был человеком из команды Алексия II, но сумел доказать свою незаменимость и патриарху Кириллу. Впрочем, с Тихоном ему подружиться не удалось.
В 2012 году Пархаев отмечал свое 70-летие в храме Христа Спасителя. Фотографии с торжества попали в интернет — их опубликовал в ЖЖ фотограф Дамир Шавалеев. После службы в ХХС, которую вел патриарх Кирилл, гости Пархаева поехали на ужин в ресторан «Европейский» на площади Киевского вокзала, а оттуда на теплоходе отправились на дачу Пархаева в Подмосковье. На фотографиях с празднования был виден его коттедж и пристань с катерами. Slon называл произошедшее одним из этапов внутренней борьбы между Пархаевым и епископом Тихоном.
Фото: LiveJournal