Баунов о том, зачем Путину встреча Патриарха с Папой
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Папа Римский Франциск встретятся 12 февраля в аэропорту Гаваны. Это будет первая в современной истории встреча главы РПЦ с главой католической церкви. Главный редактор сайта Московского центра Карнеги Александр Баунов объясняет, зачем эта встреча нужна президенту Путину, Ватикану и РПЦ в условиях противостояния России и Запада.
Первая в истории встреча главы русской церкви и папы не могла случиться без одобрения президента России, а то и его прямого пожелания. <...> Первая в истории встреча патриарха с папой нужна Путину сейчас больше, чем раньше. Политический Запад откровенно враждебен России и ему лично. Тем важнее показать, что традиционный религиозный Запад им враждебен меньше.
Стилистически папа Франциск полная противоположность и патриарху Кириллу, и всей путинской бюрократии, где не принята показная аскеза, а идеологией периода ее расцвета называли гламур.
Встречаются, с одной стороны, глава церкви, который, будучи митрополитом многомиллионной столицы, ездил на службу на автобусе, а став папой, ни разу не надел тиару и говорит про геев «кто я такой, чтобы осуждать их». С другой – глава церкви, где утверждается право иерархов «на достойные апартаменты и средства передвижения», а неправильная сексуальная ориентация оказывается, по сути, единственным непростительным грехом.
<...>
Если посмотреть на демократический стиль нынешнего папы, на то, как он обличает войну, благословляет интернет и зовет молодежь к свободе, кажется, что он должен осуждать российский режим с позиции западных ценностей, быть одним из голосов в критическом хоре. <...> Однако пока ничего похожего не наблюдаем. Папа Франциск – один из немногих западных лидеров, а католическая церковь – западных институтов, которые ведут себя очень сдержанно по части публичного осуждения Путина и России. Если мы посмотрим на то, что говорит нынешний папа и его церковь о Путине и России, мы не найдем резкостей, какие привыкли слышать от западных политиков, спикеров и журналистов. Папа Франциск встречался с Путиным дважды – в 2013-м и весной 2015 года, на пике российской изоляции.
<...>
Эта встреча сейчас нужна всем – Кириллу, Путину и папе Франциску.
Ватикан давно желал личной встречи папы и российского патриарха, именно глава русской церкви от нее уклонялся. Эта встреча нужна Кириллу перед Всеправославным собором, который пройдет в мае этого года на Крите. Впервые за двенадцать веков соберутся и обсудят нерешенные богословские и канонические вопросы главы поместных православных церквей.
Главные соперники российского патриарха за первенство в христианском мире – греки, прежде всего «первый среди равных» в православии патриарх константинопольский, давно и успешно общается с папой. А ясно же: кто общается от имени православного мира с главой католического, тот в православии и главный, а этого грекам не хочется уступать. Встреча российского патриарха с папой уравняет нас с ними в этом важном отношении и лишит вселенский патриархат прежнего неоспоримого дипломатического преимущества.
Формально проблемы, которые прежде перечисляли как непреодолимые препятствия для встречи глав обеих церквей, существуют и сейчас, но на деле они давно не так остры. Католическая экспансия и проповедь на «канонической территории РПЦ», которые так пугали слабую после советского плена русскую церковь в 90-е, практически свернуты. Русская церковь не бедна, а население теперь более патриотично настроено и в вопросах веры и не станет переходить в католицизм, видя в нем религию западного благополучия. Нелюбимого в Московской патриархии главу русских католиков Тадеуша Кондрусевича (поляк в Москве, смутное время) заменили на более приятного итальянца. Униаты Украины теперь точно навсегда отрезанный ломоть, зато у папы можно попросить немного пригасить их воинственность.
Встреча глав русской и западной церкви нужна Путину. В момент, когда западные спикеры взяли новые рубежи и лично обвиняют его в организации преступлений и коррупции, а российских военных – в убийстве сирийских женщин и детей, встреча патриарха с главой западной церкви – важная передышка.
Владимир Путин, не оставляя управления страной, явно задумывается о месте не только в национальной, но и в мировой истории. Кем он останется в ней – победителем ИГИЛ (организация запрещена в России по решению Верховного суда), спасителем христиан Востока, восстановителем христианской идентичности Запада или шекспировским злодеем? А может быть, он тот, при ком тысячелетний раскол церкви на западную и восточную будет преодолен?
Конечно, это почти невозможно, любой шаг в сторону канонического общения с католиками тут же вызовет церковный раскол дома. Но почему бы не попробовать сблизиться политически и идейно. Ведь в новейшей российской идеологической конструкции носители традиционных религиозных ценностей должны противостоять не друг другу, а представителям нового бездуховного глобального мира. Тут конфессии могут вести себя как сотовые операторы: пусть абонент переходит от одного к другому со своим номером, главное, чтобы он всегда оставался в сети. Тем более опыт телефонных компаний показывает, что почти никто никуда и не переходит.
Во всяком случае, с давних времен обсуждавшаяся встреча главы русской церкви с главой католической не состоялась ни в эпоху нового мышления любимца всего мира Горбачева, ни в краткий период союзничества России и Запада при Ельцине, а происходит при нелюбимом Путине в момент, когда Россия и Запад на словах громко отрицают друг друга.
Конечно, под христианскими ценностями, несмотря на общий консервативный словарь, Путин и Кирилл, с одной стороны, и папа Франциск – с другой понимают разные, иногда противоположные вещи. Условно говоря, для папы – это простить «Пусси райот», а для Кирилла и Путина – посадить «Пусси райот». Но что бы ни хотел извлечь для себя из этой встречи нынешний правитель России, сама она точно останется важным событием в истории Европы и христианства.
Полный текст статьи Папа и патриарх. Как Россия ищет правильный Запад читайте на сайте московского центра Карнеги