Отравить на родине: когда и почему спецслужбы прибегают к ядам

18/12/2020 - 15:40 (по МСК)

Результаты расследования Bellingcat, The Insider и CNN, позволившего установить сотрудников ФСБ, которые могут стоять за отравлением Алексея Навального, поражают по разным причинам. Особый интерес представляет то, что российская спецслужба была обвинена в подготовке покушения с использованием яда на территории своей страны. Найти похожие случаи в современной истории крайне непросто, но все-таки можно. О самых известных — рассказывает историк Станислав Кувалдин.

Яд имеет далеко не лучшую репутацию в истории. Применяющий его в каком-либо противостоянии обречен на то, чтобы заслужить репутацию бесчестного и коварного человека. Или — труса, поскольку своими действиями признает, что не может одолеть своего противника открыто. Все эти характерные для европейской культуры оценки в каком-то виде продолжают сохраняться и сейчас. Разумеется, это далеко не единственная причина, почему даже те, кто считает приемлемым для себя осуществление политических убийств, нечасто прибегают к яду. И не случайно: его применение требует близкого контакта с жертвой или доступа к вещам и жилищу, что делает яд не самым надежным средством убить человека (это наглядно показывает история Алексея Навального). К яду прибегают, когда необходимо сохранить в тайне не только заказчиков и исполнителей, но и причину смерти.

На другом конце мира

В современном мире не так много доказанных случаев или, по крайней мере, убедительно выглядящих версий политических отравлений — тем более таких, которые были бы работой спецслужб какой-либо страны на собственной территории. Считается доказанным, что политические отравления применялись в пиночетовской Чили. Одним из жертв такого отравления с большой долей вероятности стал коммунистический поэт и друг Сальвадора Альенде — нобелевский лауреат Пабло Неруда. Он скончался в больнице при подозрительных обстоятельствах вскоре после организованного Пиночетом переворота в 1973 году. Причиной смерти указывался рак простаты. Однако, по мнению медицинских экспертов, специально расследовавших обстоятельства его кончины, смерть от рака в его состоянии была совершенно исключена. Согласно их выводам, чилийские спецслужбы причастны еще к отравлению бывшего президента Чили Эдуардо Фрея Монтальвы в 1982 году — он также неожиданно умер в больнице, где проходил лечение от рака. В обоих случаях речь шла о противниках режима, достаточно популярных в обществе и за рубежом (особенно в случае Неруды).

Сальвадор Альенде и Пабло Неруда
Фото: Chilean National Congress / WikiCommons

Яды в эпоху террора

Известна история токсикогологической лаборатории, созданной в 1937 году внутри НКВД (в 1946 году преобразовано в МВД) и руководимой Григорием Майрановским (вплоть до его ареста в 1951 году). Сотрудники лаборатории (среди них и сам Майрановский) ответственны за разработку и применение ядов в спецоперациях, в том числе и на территории СССР. Некоторые случаи описывает в своих воспоминаниях Павел Судоплатов. Он был одним из ответственных за разработку диверсионных операций и покушений внутри советского аппарата госбезопасности в 1930-е — 40-е годы. Для сталинского режима, как правило, не представляло труда осуществить арест и казнь (или многолетнюю изоляцию) жителя СССР. К таким «экзотическим» средствам, как яды, прибегали в том случае, если явная причастность властей к смерти какой-то фигуры могла вызвать нежелательный международный резонанс.

К примеру, в 1947 году был отравлен закарпатский греко-католический епископ Теодор Ромжа, активно выступающий против слияния греко-католической церкви и Русской православной церкви, чего тогда активно добивались советские власти. Тогда Закарпатье только присоединили к Советскому союзу (нынешняя Закарпатская область Украины была отделена от Чехословакии и включена в состав СССР в 1946 году), арест популярного среди жителей региона епископа мог вызвать нежелательное брожение умов. Ромжу было решено устранить с помощью покушения. Первоначально епископ должен был погибнуть в дорожной катастрофе (на бричку, в которой он разъезжал по закарпатским селам, наехал грузовик), но ему удалось выжить. Позже в больнице агенты спецслужб сделали прооперированному епископу инъекцию — яда кураре, как утверждал Судоплатов.

Теодор Ромжа
Фото: WikiCommons

Тем же ядом (применение которого было сложно установить при помощи средств того времени) на окраине Ульяновска Майрановский лично устранил Наума Самета — инженера, гражданина Польши. После 1939 года он находился в заключении в СССР и участвовал в работе по улучшению конструкции советских подводных лодок. В 1946 году после отбытия заключения Самет должен был вернуться в Польшу. У советских спецслужб появились подозрения, что конечная цель его поездки — Англия. Они не хотели выпускать из Восточной Европы носителя секретов, но были ограничены в возможности сфабриковать новый арест, поэтому предпочли использовать яд. Самету ввели инъекцию, а когда ему стало плохо, выбросили на дорогу. После этого его переехал грузовик и скрылся.

Отравление безнадежных

Спецслужбы США в определенные периоды своей деятельности также не стеснялись организовывать покушения и даже применять яды. Однако представить, что яд мог быть применен против американского гражданина и внутри страны, все же практически невозможно. Объектом подтвержденных покушений оказывались иностранные лидеры, политические и военные деятели, которые по разным причинам признавались безусловными противниками США, переговоры с которыми бесполезны или нежелательны.

Американские спецслужбы несколько раз пытались устранить Фиделя Кастро — и с помощью ядов тоже. Хотя не все случаи таких покушений, которые описываются в литературе, подтверждены, факт проведения неоднократных операций сомнения не вызывает. В 1962 году ЦРУ якобы хотела использовать в своей схеме любовницу Кастро американку Мариту Лоренц, передав ей отравленные таблетки. Она решила спрятать их в своем косметическом креме, где таблетки попросту растворились. В 1963 году планировалось подарить увлекающемуся подводным плаванием Кастро отравленный гидрокостюм и акваланг. Его должен был вручить кубинскому руководителю американский разведчик и адвокат Джеймс Доннован. Он был переговорщиком с американской стороны при организации знаменитого обмена советского разведчика Рудольфа Абеля на американского пилота Фрэнсиса Гэри Пауэрса, состоявшегося в Западном Берлине в 1962 году.

На Кубу Доннован ехал для освобождения пленных, взятых кубинцами во время боев в Заливе Свиней. Его об операции не предупредили, поэтому он купил в подарок Кастро другой костюм и акваланг. Детали этих рассказов не до конца правдоподобны и вряд ли могут быть надежно перепроверены. Рискованная активность разведывательного управления за границей и внутри США не осталась без внимания. В 1975 году Сенат начал расследование и потребовал представить отчет о тайных операциях спецслужб. По итогам президент Джеральд Форд подписал указ, запрещающий агентам американских спецслужб участвовать в политических убийствах.

Это правило формально действует до сих пор.

Спецслужбы Израиля неоднократно устраняли тех, кто признавался угрозой безопасности страны. Но и не только их: а также тех, чье убийство не вызвало бы мирового скандала. Как правило, речь шла об активных террористах, участвующих в войне с Израилем, поэтому при активном обсуждении этих случаев за пределами страны все же признавалась некоторая «правота».

Халед Машаль
Фото: Trango / WikiCommons

В подобных операциях использовали и яды. Можно вспомнить один из главных унизительных провалов Моссада. В 1997 году в Иорданию была послана команда диверсантов, которая должна была устранить лидера движения Хамас Халеда Машаля. Агентам удалось влить в его ухо быстродействующий яд, хотя их схватила охрана. Машаль впал в кому, но не умер. Под сильным давлением властей США, которые хотели сохранить мир в Палестине и стремились вернуть плененных агентов, Израилю пришлось предоставить Иордании антидот. Его привез в страну лично глава Моссада Данни Янон. Негласным условием сделки был выпуск из израильских тюрем многих активистов и боевиков Хамас.

Очень много слухов ходило о причастности спецслужб Израиля к смерти лидера Организации освобождения Палестины, а позже — главы Палестинской автономии Ясира Арафата. Он скончался в ноябре 2004 года в парижском госпитале из-за внезапной и тяжелой болезни, связанной с нарушением кровообращения. Врачи не смогли указать точный диагноз в заключении о смерти Арафата. Вскрытие тела перед захоронением не проводилось.

Лишь через восемь лет останки Арафата были эксгумированы для проведения экспертизы. Вскоре швейцарские ученые заявили, что в костных останках содержится подозрительно много изотопов полония-210 (элемента, которым был отравлен бывший офицер ФСБ Александр Литвиненко). Позже французские судмедэксперты, также изучавшие останки палестинского лидера, отвергли выводы швейцарских коллег. Официальные обвинения в отравлении Арафата против израильских властей так и не были выдвинуты.

Политический диагноз ядом

В использовании ядов на территории страны подозревали не только советские, но и российские спецслужбы. В 2002 году мог быть отравлен один из видных чеченских полевых командиров Хаттаб. Неудобные вопросы также есть к загадочной смерти журналиста «Новой газеты» Юрия Щекочихина (в СМИ выдвигалась версия об отравлении его таллием), отравлению Анны Политковской на пути в Беслан в 2004 году (как и Алексею Навальному, ей стало плохо в самолете), двум инцидентам с тяжелым отравлением оппозиционного политика Владимира Кара-Мурзы в 2015 и 2017 году, отравлению российского художника-акциониста Петра Верзилова и ряду других столь же подозрительных инцидентов. Узнаем ли о них когда-то правду? Стоит вернуться к упомянутым в начале статьи политическим отравлениям, организованным чилийскими военными во время режима Пиночета. После его ухода от власти подозрительные смерти начали расследоваться, шесть организаторов отравления Монтальвы были установлены и после нескольких процессов приговорены к большим срокам заключения. И это дает повод для надежды.

 

Фото на превью: Prensa Latina / Reuters

Также по теме