От йогов до операторов: кого за два года коснулся «закон Яровой»

07/07/2018 - 00:35 (по МСК) Екатерина Селиванова

Президент России Владимир Путин подписал поправки в антитеррористическое законодательство, также известные как «закон Яровой», 6 июля 2016 года. Предложенные депутатом Ириной Яровой и сенатором Виктором Озеровым, они вступили в силу 20 июля. Дождь вспомнил некоторые случаи применения закона за два года.

Операторы

Часть «закона Яровой» о хранении в течение шести месяцев всех телефонных разговоров, электронных сообщений и СМС абонентов вступила в силу 1 июля.

С 1 октября их еще и обяжут хранить весь трафик абонентов 30 суток. Правда, операторы пока не до конца поняли требования и у них нет сертифицированного оборудования, писал 3 июля «Коммерсантъ» со ссылкой на Россвязь. Причина в том, что производить такое оборудование могут семь компаний в стране, тестировать — только одна, но она не может выдавать сертификаты.

Интернет-операторы жаловались, что исполнение закона обойдется им в несколько триллионов рублей, и просили отложить его вступление в силу. «Вымпелком» оценил затраты в 45 миллиардов рублей, «МегаФон» — в 40 миллиардов рублей,  МТС — в 60 миллиардов рублей. В Минэкономразвития заявили, что из-за расходов на исполнение этого закона могут вырасти тарифы на связь.

В частности, операторы должны будут проверять соответствие данных пользователей по запросам спецслужб в течение 15 дней. Но закон не определяет, как ФСБ будет обнаруживать расхождение персональных данных. В Минэкономразвитии предупредилили, что это «может повлечь необоснованное ограничение услуг связи для добросовестных пользователей».

Под действие закона попадают и сервисы, указанные в реестре организаторов распространения информации, например, продукты компаний «Яндекс», Mail.ru Group и Rambler, сайты для знакомств Badoo, Mamba и другие. Они будут хранить паспортные данные и номер, по которым авторизуется пользователь.

Недоносители

В начале 2017 года в России впервые завели дело за недоносительство (статья 205.6 УК РФ) против жителя Чечни Асхаба Хизриева. Его обвинили в том, что он не сообщил о намерениях своего знакомого уехать в Сирию, чтобы вступить в «Исламское государство» (признано в России террористической организацией и запрещено). Как сообщал «Кавказский узел», следствие пришло к выводу, что знакомый Хизриева «готовит, совершает или совершило преступление террористического характера».

 

Первый приговор по этой статье вынесли жителю Астрахани Улукбеку Гафурову, признав его виновным в том, что он, как и Хизриев, не сообщил о решении знакомого гражданина Киргизии Равшана Акбарова воевать на стороне террористов. Его приговорили к штрафу в 70 тысяч рублей.

 

Второй приговор тоже вынесли в Астрахани. Студентов Джамалутдина Салаватова и Наримана Магомедова приговорили к штрафу в 80 тысяч рублей за то, что они общались с бывшими однокурсниками из Астраханского медицинского университета, уехавшими в Сирию. Всего осудили пятерых студентов этого вуза.

Йоги

В октябре 2016 года петербургский программист Дмитрий Угай, занимающийся йогой и индийской философией, читал лекцию на фестивале ведической культуры «Ведалайф» в петербургском лофте «Этажи». Через 40 минут лекцию, на которой он рассказывал о видах йоги и первых йогических текстах, прервала полиция. Как рассказывал Угай Дождю, его доставили в отделение и заявили, что он занимается миссионерской деятельностью. «Мне предлагали подписать заявление, которое не давали прочесть, оно было составлено еще до лекции», — добавил он.

Полицейские направили в суд протокол об административном правонарушении, но дело вернули из-за отсутствия состава правонарушения. Через месяц полиция составила еще один протокол, в котором были показания трех свидетелей. Угай утверждает, что лишь один из них был на лекции. Позднее оказалось, что местный житель, который подал заявление в полицию с жалобой на миссионерскую деятельность Угая, на лекции не был. В итоге дело прекратили.

Верующие

Спустя две недели после вступления закона в силу студента из Твери, гражданина Ганы Туа Эбенезер Квадво оштрафовали на 50 тысяч рублей. Суд пришел к выводу, что он крестил человека в арендованном бассейне. В суд его доставили в наручниках.

Кришнаит Вадим Сибирев из Черкесска стал первым россиянином, ставшим фигурантом дела по новому закону. На него составили протокол по статье 5.26 КоАП после того, как он попытался подарить книгу о вере двум прохожим. Один из них написал заявление в полицию, в которым объяснил, что поведение кришнаитов ему «показалось странным», а Сибирев «вручил книгу и сказал, что дарит от чистого сердца». Защитник Сибирева настаивал, что тот не занимался миссионерской деятельностью, а «реализовывал свое личное право на распространение религиозных убеждений», что разрешено Конституцией. Суд не стал наказывать мужчину.

После этого по «закону Яровой» штрафовали многих миссионеров, в том числе кемеровского пастора незарегистрированной церкви «Новое поколение» Андрея Матюжова (40 тысяч рублей), главу украинской неканонической церкви Сергея Журавлева (пять тысяч рублей), пастора ямало-ненецкой баптистской церкви Алексея Телеуса (пять тысяч рублей) и других.

Однако по новому закону по-прежнему наказывают и обычных верующих. Первым мусульманином, которого судили по новому антитеррористическому законодательству, стал житель Воронежа Рагим Фараджов. Его дважды признали виновным в незаконной миссионерской деятельности и оштрафовали на пять и семь тысяч рублей за то, что он молился в своем офисе с сыном и братом. Фараджов рассказал Дождю, что не собирается прекращать молитвы в офисе — ведь мечети в городе нет — и намерен добиться пересмотра дела в суде.

Африканские студенты

В Нижнем Новгороде в конце июня суд решил депортировать студентку Приволжского исследовательского медицинского университета из Африки Кудзай Нямаребву. Она посещала протестантскую церковь «Посольство Иисуса». Причиной стали репосты двух видео: на одном показан концерт хора иностранных студентов, на другом Нямаребву рассуждает о боге. Суд разрешил ей остаться в России до конца июня, чтобы завершить учебу. Она вернулась в Зимбабве.

Под угрозой депортации сейчас еще трое студентов, которые ходили в ту же церковь: из Намибии, Малави и Кот д'Ивуара. Признаки миссионерской деятельности ФСБ обнаружила в записанном с их участием приглашением на религиозное мероприятие «инкаунтер» (как рассказали Дождю в церкви, там участники рассуждают на темы любви и веры на основании Библии). Материалы проверки ведомство направило в Минюст. Ролик еще в 2016 году «Посольство Иисуса» опубликовало на своей странице в фейсбуке. Студенты, которым от 20 до 34 лет, рассказывали на видео, как на них повлияло участие в предыдущих «инкаунтерах».

Фото для превью: Kremlin.ru

Также по теме