«Омикрон», похоже, пробивает и естественный, и вакцинный иммунитет. Что еще мы уже знаем о штамме?

08/12/2021 - 21:19 (по МСК)

Все две недели после обнаружения нового штамма коронавируса «омикрон» ученые по всему миру ищут ответы на три главных вопроса: насколько он опасен, защищены ли привитые и переболевшие и придется ли создавать новые вакцины. Чтобы дать однозначные ответы, исследователям понадобится еще несколько недель, но уже можно сделать предварительные выводы на основе первых результатов исследований.

Фото: Associated Press

«Омикрон» был обнаружен практически одновременно учеными из Ботсваны, Южной Африки и Гонконга. Директор лаборатории Партнерства Ботсваны и Гарвардского института СПИДа в Габороне Сикхулиле Мойо рассказал FT, что обнаружил закономерности мутаций в четырех образцах из 95 положительных тестов на ковид. Мойо загрузил полученные данные в глобальное хранилище вирусных геномов Gisaid. «На следующий день мы узнали, что Южная Африка и Гонконг увидели то же самое. Мы пообщались и поняли, что эти мутации были отдельным классом», — рассказывает Мойо. 

«Это было как вернуться домой из отпуска и увидеть, что кто-то не просто посадил несколько цветов в вашем саду, а переделал весь ландшафт», — описывает свою реакцию Джереми Камил, вирусолог, изучающий эволюцию Sars-Cov-2 в Университете штата Луизиана Health Shreveport. По его словам, в новом варианте мутации затронули более 95% вирусного генетического кода.

Появление такого сильно мутировавшего вируса почти через два года после начала пандемии застало научное сообщество врасплох, пишет Bloomberg: многие предполагали, что ультразаразный дельта-вариант ознаменовал последнюю крупную волну, достигнув пика, а затем, в конечном итоге, должен исчезнуть, как вирус гриппа, вызвавший пандемию «испанки» в 1918 году.

Теперь мировые лаборатории пытаются ответить на три главных вопроса: стал ли «омикрон» более заразным, может ли он обходить иммунную защиту, полученную в результате заболевания или вакцинации, и вызывает ли он более тяжелое течение болезни. По словам профессора медицины Имперского колледжа Лондона Питера Опеншоу, предварительные данные свидетельствуют о том, что «омикрон» стал более заразным и может обходить иммунную защиту, но «никто не знает, в какой степени».

Может ли вирус обходить иммунитет?

Расположение мутаций «омикрона» предполагает две вещи. Во-первых, вирус, вероятно, в определенной степени обходит защиту, которую дает вакцинация, пишет Bloomberg. Дело в том, что некоторые из мутаций вируса уже встречались в предыдущих вариантах. Тогда эти мутации приводили к тому, что вирус получал способность уходить от атаки антител, создаваемых вакцинами или перенесенным заболеванием. 

Из недавнего исследования, опубликованного учеными ЮАР, также следует, что «омикрон» с гораздо большей вероятностью, чем «дельта», повторно заражает людей, которые ранее переболели бета-вариантом. Исследователи пришли к выводу, что «преимущество „омикрона“, по крайней мере, частично обусловлено повышенной способностью заражать ранее инфицированных людей». Это исследование еще не рецензировалось.

Антитела — это не единственное, чем защищается иммунная система человека. Для борьбы с инфекцией она полагается и на так называемые Т-клетки (лейкоциты). «Ставки делаются на то, что штамм достаточно устойчив против антител, но мы пока не знаем, насколько T-клеточный иммунитет облегчит болезнь», — рассказал FT профессор медицины Имперского колледжа Лондона Питер Опеншоу. 

«Я думаю, что есть веские основания полагать, что Т-клеточный иммунитет сохранится», — соглашается вирусолог из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге Пенни Мур. По его словам, в отличие от антител, Т-клетки атакуют гораздо больше участков на шипе вируса, и болезни тяжелее противостоять им с помощью мутаций. 

«Мы прогнозируем, что большая часть Т-клеточного ответа все еще будет активна против „омикрона“», — говорит иммунолог из Кейптаунского университета Венди Бургерс. Пока что теорию подтвердил лишь ранний компьютерный анализ. Для реальных экспериментов лаборатория Бургерс ждет больше образцов от пациентов, инфицированных омикроном. 

У антител ограниченный набор «мишеней» для атаки на вирус, объясняет Бургерс. По сути это лишь две специфические области в вирусе: домен связывания рецептора и N-концевой домен. Это означает, что несколько мутаций в этих двух областях могут значительно повлиять на способность антител атаковать зараженные клетки. В то же время Т-лимфоциты нацелены на весь спайк-белок, и небольшое количество изменений вряд ли повлияет на их эффективность, объяснила Бургерс.

Сработают ли существующие вакцины? 

Иммунолог из Университета Эмори Мехул Сутар рассказывает WP, что, изучая «омикрон» в своей лаборатории, он обычно поэтапно разбавляет кровь вакцинированного пациента, чтобы увидеть, в какой момент штамм способен прорваться через антитела и инфицировать клетки.

Подобные тесты покажут, насколько снижается защита антител от «омикрона». Если снижение будет достаточно большим, производители вакцин могут решить «перезагрузить» свои прививки новыми генетическими последовательностями, пишет WP. 

Хотя по мутациям вируса трудно предсказать, как он будет действовать, многие ученые считают, что для «омикрона» в конечном итоге может потребоваться новая вакцина. «На данном этапе будет разумным делать первые шаги по созданию бустера против этого варианта», — сказал Джесси Блум, эксперт по вирусной эволюции из Центра исследования рака Фреда Хатчинсона в Сиэтле. 

Предварительные результаты немецких ученых из Института во Франкфурте показали, что новый штамм практически полностью игнорирует защиту от двух уколов РНК-вакцины, а спустя три месяца после третьей бустерной дозы эффективность вакцины снижается до 25% (для сравнения, против варианта «дельта» эффективность третьего укола РНК-вакцины спустя три месяца сохранялась на уровне 95%). Целиком статья немецких ученых еще не опубликована. 

Другое исследование ученых из Швеции наоборот показало, что защита от «омикрона» снижается не так сильно по сравнению с «дельтой», пишет Bloomberg.

Компания Pfizer сообщила, что третий укол их вакцины нейтрализует новый штамм. По предварительным данным, бустерная доза повышает количество антител в 25 раз, говорится в сообщении компании. Кроме того, Т-клеточный иммунитет по-прежнему обеспечивает защиту от тяжелого течения болезни, уточнил Pfizer. Несмотря на эти результаты, компания сообщила, что к марту 2022 года у них появится новая версия вакцины для «омикрона».

«Наивно думать, что вакцина, которую мы сделали в самые первые месяцы пандемии, будет самой лучшей вакциной, которую мы могли бы сделать», — говорит исполнительный директор Gritstone Bio Эндрю Аллен, чья компания разрабатывает вакцину для формирования Т-клеточного иммунитета. 

Сумья Сваминатан, главный научный сотрудник Всемирной организации здравоохранения, полагает, что «было бы преждевременным делать какие-либо выводы об эффективности вакцин против „омикрона“». По ее словам, исследование займет «несколько недель». «Нам нужно набраться терпения, ожидая исследований клинической эффективности, чтобы по-настоящему понять, способен ли этот вариант преодолеть иммунитет, создаваемый существующими вакцинами», — сказала она.

Это касается и исследований эффективности лекарств от ковида. Многие из них направлены против спайк-белка вируса, который сильно изменился. Ожидается, что другой тип лекарств — противовирусные таблетки, производимые компаниями Pfizer и Merck из США, — будет так же хорошо справляться с «омикроном», потому что, в отличие от антител, эти лекарства разрушают ферменты, которые воспроизводятся всеми коронавирусами, пишет FT. 

Заразность и тяжесть

Первоначальные сообщения из Южной Африки о серьезности заболевания были умеренно обнадеживающими, при этом в подавляющем большинстве случаев симптомы были незначительны или отсутствовали вовсе, пишет FT.

Bloomberg также отмечает, что первоначальные данные из крупного больничного комплекса в эпицентре распространения «омикрона» в Южной Африке показывают, что, хотя число случаев заражения COVID-19 резко возросло, пациенты нуждаются в меньшем медицинском вмешательстве.

Тем не менее, министерство здравоохранения страны сообщило, что «особенно резко» увеличилось количество госпитализаций детей в возрасте до пяти лет: 19% госпитализированных — это дети до 9 лет, пишет Bloomberg. Впрочем, к росту смертности это не привело: в педиатрических ковидных отделениях за последние две недели не было зарегистрировано ни одной смерти. Первые выводы о том, насколько новый штамм опасней предыдущих, можно будет делать в течение следующих двух недель, пишет Bloomberg. 

«Большинство авторитетных людей, разбирающихся в вирусологии, говорят, что „омикрон“ не приведет к армагеддону», — сказал FT профессор медицины в Университете Восточной Англии Пол Хантер. «Большинство из нас сильно удивились бы, если бы COVID стал по тяжести таким же, как в январе прошлого года. Я все еще верю, что худшие месяцы этой пандемии остались позади», — считает он.