Нет мира без огня. Перемирие на востоке Украины началось с обстрелов
С 27 июля в зоне конфликта на востоке Украины началось бессрочное прекращение огня. Представители самопровозглашенных республик и Киева договорились наказывать всякого, кто применит оружие с обеих сторон. Хотя тишина не продержалась и 20 минут, украинские власти надеются, что стрельба в Донбассе прекратится надолго, если не навсегда.
20 минут тишины
На востоке Украины вступило в силу новое бессрочное соглашение о прекращении огня. Перемирие стартовало 27-го июля в 00:01 — стороны отказались от применения любого вида оружия, в том числе, стрелкового. В силу вступили и приказы о санкциях в отношении личного состава за нарушение перемирия. Их подписали как руководство Вооруженных сил Украины, так и командование вооруженных формирований отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО — включает территории непризнанных ДНР и ЛНР. — прим. Дождь).
Правда, бессрочное перемирие продержалось недолго — чуть больше 20 минут. «Со стороны противника в 0:20 — 0:45 был обстрел подразделения 36-й отдельной бригады морской пехоты из стрелкового оружия, ручных противотанковых гранатометов и крупнокалиберных пулеметов», — сообщил на брифинге в понедельник утром командующий Операцией объединенных сил Украины в Донбассе (ООС), генерал Владимир Кравченко. Он также отметил, что «российские наемники» заминировали позиции украинской армии. Представители самопровозглашенных республик нарушения отрицают.
Удовлетворение и прорыв
В том, что стороны конфликта договорились о бессрочном перемирии стало известно 22 июля. Соглашение было достигнуто во время видеоконференции Трехсторонней контактной группы (ТКГ). На нем же переговорщики утвердили перечень дополнительных мер по обеспечению «устойчивого и бессрочного перемирия». Помимо отказа от использования любого оружия, соглашение запрещает вести разведку, совершать диверсии, запускать любые летательные аппараты и размещать тяжелое вооружение в населенных пунктах.
Судя по заявлением сторон, из более, чем 20 предыдущих попыток остановить огонь на востоке Украины, на эту возлагают самые большие надежды. В администрации президента Украины Владимира Зеленского соглашение назвали «прорывом» и «базовой предпосылкой для политического урегулирования». Представитель России в ТКГ Борис Грызлов также отметил, что соглашение не может вызвать ничего, кроме «удовлетворения».
О прекращении огня высказался даже Папа Римский Франциск, который назвал соглашение «знаком доброй воли». «Молюсь за то, чтобы согласованное было наконец-то осуществлено на практике, в том числе и посредством эффективного процесса разоружения и удаления мин», — призвал к миру понтифик.
26 июля ситуацию в телефонном разговоре обсудили Владимир Зеленский и Владимир Путин. Оба президента позитивно оценили соглашение. В понедельник пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков заявил, что «атмосфера разговора была конструктивная, деловая и разговор был содержательный».
Очень осторожная надежда
За шесть лет, что длится конфликт в Донбассе это первая попытка ввести обеспечительные меры для перемирия. О соответствующем приказе уже сообщили командующие вооруженных сил с обеих сторон. «По поручению главы Донецкой Народной Республики в управлении народной милиции был издан соответствующий приказ, который доведен в установленном порядке всем подразделениям и каждому военнослужащему под роспись», — заявил начальник народной милиции непризнанной ДНР Денис Синенков.
Аналогичный приказ подписал и командующий Операцией объединенных сил Украины Сергей Наев. Кроме того, стало известно, что украинские власти приняли решение направить на восток страны военных с опытом участия в миротворческих миссиях ООН. Эти группы будут мониторить выполнение пунктов соглашения о прекращении огня с украинской стороны.
«Если Россия выполнит со своей стороны условия, то возникает очень осторожная надежда на устойчивое прекращение огня», — сказал Дождю депутат Верховной рады Украины от пропрезидентской партии «Слуга народа» Никита Потураев. По его мнению, шансов нынешнему соглашению добавляет то, что в нем детально зафиксировано, что должна сделать каждая из сторон для установления мира.
С парламентарием, впрочем, не согласен глава киевского Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко. В беседе с Дождем политолог отметил: «Я бы не использовал термины прорыв, что-то принципиально новое. Сложно сейчас оценить степень эффективности этих предохранителей, которые впервые сформулированы. Это большой, основательный эксперимент».
Что будет дальше
Впервые о прекращении огня на востоке Украины заговорили больше пяти лет назад. В первом же пункте «Комплекса мер по выполнению Минских соглашений», подписанного в феврале 2015 года, указано, что огонь должен быть прекращен с 15 февраля. Но до сих пор это условие оставалось лишь на бумаге, все последующие договоренности о перемириях неизменно срывались, а стороны неизменно обвиняли в нарушении режима тишина друг друга. «Перемирия заключались и раньше, — напоминает Никита Потураев. — Они срывались, срывались не по украинской вине».
Прокомментировал депутат и первоначальный сбой в нынешнем, «прорывном», прекращении огня: «Что касается того, что спустя несколько минут после начала была где-то стрельба, то протяженность линии фронта 424 км. И если тишина на 420 км, а на 4 км есть еще какие-то стычки и провоцирующий огонь, нельзя говорить, что перемирие сорвано».
Между тем, хотя все стороны конфликта признают прекращение огня достижением, их взгляды на дальнейшие шаги расходятся. Следующие этапы известны, говорит депутат Потураев. «Если перемирие будет соблюдаться, нужно добиваться выполнения других пунктов Минских соглашений — полного освобождения всех удерживаемых лиц, возвращения Украине контроля над государственной границей, потому что только это может обеспечить реализацию политической части (Минских соглашений. — прим. Дождь), но это возможно только в том случае, если будет решен вопрос с разоружением незаконных вооруженных формирований, выводом подразделений регулярной российской армии с территории оккупированных районов Донецкой и Луганской областей. Но безусловно перемирие — это первый и самый важный шаг. Если оно будет соблюдаться открывается много окон и дверей, много возможностей”, — перечислил направления будущей работы Никита Потураев.
Между тем в непризнанных ДНР и ЛНР, а также в Москве иной взгляд на ситуации. Связан он с тем, что 15 июля Верховная рада приняла постановление о проведении в стране выборов в местные органы власти. Согласно ему, выборы назначаются на 25 октября 2020 года. Но в неподконтрольных Киеву районах Донбасса, а также в Крыму они, говорится в документе, пройдут лишь после того, как «все незаконные вооруженные формирования, управляемые, контролируемые и финансируемые Российской Федерацией, российские оккупационные войска и их военная техника» покинут ОРДЛО, а Украина полностью восстановит контроль над своей границей.
В ДНР, ЛНР и Москве считают, что это постановление перечеркивает Минские соглашения, поскольку там прописана иная последовательность движения к миру. Так, отмечается в «Комплексе мер...», контроль над границей передается украинской стороне только после того, как в ОРДЛО пройдут выборы местной власти. При этом перед этими выборами должна наступить ясность с особым статусом ОРДЛО в составе Украины. Москва и две ориентирующиеся на нее республики настаивают на том, что этот статус на постоянной основе должны быть закреплен в украинской конституции.
В ходе телефонного разговора с Владимиром Зеленским Владимир Путин также высказал «озабоченность» принятым постановлением. А в российском МИД подчеркнули, что сначала ОРДЛО должны получить особый статус, прописанный в конституции, и только потом можно говорить о выборах, которые должны пройти при согласовании с Донецком и Луганском. «Так что у нас впереди? Безопасность, а потом политическая часть или мы меняем, так сказать, местами... Нет, конечно же. Мы неоднократно об этом говорили», — отвечает на это депутат Никита Потураев.
Консенсуса нет
Тем временем среди украинских политиков обнаружились критики перемирия. Сторонники бывшего президента Петра Порошенко объявили, что соберут акцию протеста «Защитим ВСУ» (Вооруженные силы Украины. — прим. Дождь) в Киеве, под окнами офиса президента Зеленского на Банковой улице.
«В украинском обществе нет единства по этому вопросу. Часть украинцев — прежде всего это сторонники разных, не только националистических, но и военно-патриотических сил — против любых соглашений по Донбассу, соглашений с Путиным», — указывает политолог Фесенко.
При этом не все несогласные выйдут на улицы, уверен Никита Потураев: «Эти протесты точно не будут многолюдными. Прекращение огня, конечно, лучше, чем постоянные боестолкновения. С этим никто спорить не может и не будет».