Мотив задним числом: что стало известно об убийстве Немцова к началу суда

В Москве началось рассмотрение по существу дела об убийстве бывшего вице-премьера России

В Московском окружном военном суде началось рассмотрение по существу дела об убийстве Бориса Немцова. На скамье подсудимых пять человек — Заур Дадаев, Темирлан Эскерханов, Хамзат Бахаев и братья Анзор и Шадид Губашевы. Все они обвиняются в убийстве и незаконном приобретении оружия. Изначально среди подозреваемых был еще один человек — Беслан Шаванов, но он погиб при попытке задержания. Подозреваемый в организации убийства Руслан Мухудинов находится в розыске. Дождь собрал все, что известно об уголовном деле к началу процесса.

Роли обвиняемых 

По версии следствия, исполнителем убийства стал бывший заместитель командира чеченского батальона «Север» 34-летний Заур Дадаев. Он же координировал и руководил остальными обвиняемыми во время подготовки преступления. Дадаев участвовал в слежке за Борисом Немцовым, но преимущественно этим занимались Анзор Губашев и Беслан Шаванов. Они втроем следили за Немцовым непосредственно в день убийства, а Губашев и Шаванов на машине забирали Дадаева с места убийства на Большом Москворецком мосту. 

Брат Анзора Губашева, Шадид, согласно обвинительному заключению, перевозил участников убийства по Москве и Московской области. Также он следил за Немцовым. Сам Губашев рассказывал, что в конце февраля Дадаев попросил Шадида Губашева встретить своего друга Бесика (Беслана Шаванова), который прилетал из Грозного 26 февраля, за день до убийства Немцова, и привезти его к ним с Анзором домой.

Еще один обвиняемый, Хамзат Бакаев, также следил за Немцовым. Как считает обвинение, он предоставлял другим фигурантам дела жилище в Московской области. Бакаев рассказывал, что жил в Одинцовском районе вместе с Губашевыми. Он знал Дадаева, но не был в курсе, что они обсуждали вместе с Губашевыми во время встреч. 

Шадид Губашев, Хамзат Бакаев и Темирлан Эскерханов свою вину не признают. 

Анзор Губашев и Заур Дадаев сначала вину признали и дали показания.

«Я ни капельки не раскаиваюсь, если сейчас ещё раз поставят, я ещё раз бы его грохнул» — говорил Анзор Губашев на допросе 18 марта 2015 года.

Потом они от этих показаний отказались, сославшись на то, что дали их под пытками. 

Заур Дадаев. Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Мотивы убийства

В первоначальных показаниях Заур Дадаев говорит, что убить Немцова за вознаграждение в 15 миллионов рублей ему предложил некий Русик в январе прошлого года. Русика до этого он не знал. Посоветовавшись с Анзором Губашевым и Бесланом Шавановым, Дадаев согласился. В разговоре в январе они обсуждали Немцова и его поддержку карикатуристов из редакции журнала «Шарли Эбдо», на которых напали террористы за несколько дней до этого. 

Шадид Губашев на допросе в апреле прошлого года рассказал, что его троюродный брат Заур Дадаев, приехал к нему домой в Московскую область в середине января 2015 года. Дадаев и Анзор Губашев обсуждали Немцова и называли его «мразью американской» за то, что он нехорошо отзывается о мусульманах.

В свою очередь Анзор Губашев на одном из допросов рассказывал, что обратил внимание на Немцова еще до нападения на редакцию французского журнала, осенью 2014-ого года. По его словам, политик придерживался «проамериканских взглядов» и часто критиковал ислам. 

Согласно материалам дела, квартиры на улице Веерная, в которых проживали обвиняемые, начали искать еще в сентябре и сняли к концу 2014 года. 

В обвинительном заключении утверждается, что убийство Бориса Немцова начало готовиться еще в сентябре 2014 года. Но об иных мотивах, помимо «исламской версии», в деле ничего не говорится.

Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ

Организаторы и заказчики 

Согласно обвинительному заключению, заказчиком и организатором убийства Бориса Немцова является Руслан Мухудинов, дело в отношении него и «иных неустановленных лиц» выделено в отдельное производство. Мухудинов — водитель командира батальона «Север» Руслана Геремеева, где служил предполагаемый исполнитель убийства Заур Дадаев.

Мухудинов, как считает следствие, был тем самым Русиком, который предложил совершить убийство за 15 миллионов рублей. Впрочем, как следует из материалов дела, деньги обвиняемые так и не получили. Мухудинов снял для обвиняемых квартиры на улице Веерная в домах №3 и 46, где они проживали во время подготовки убийства. Также он предоставил им свой автомобиль Мерседес и незаконно купил и передал оружие. Номинальным покупателем квартиры стал Артур Геремеев, брат Руслана.

Согласно показанию девушки, убиравшей в квартирах, Заур Дадаев и Артур Геремеев жили в доме №3, а Руслан Геремеев в доме №46. В этих же квартирах она познакомилась с Тимерланом Эскерхановым и Бесланом Шавановым.

Мухудинов, как следует из материалов дела, подвозил стрелявшего в Немцова Дадаева в аэропорт через два дня после убийства, 1 марта. Шадид Губашев рассказал, что на вопрос, с кем Дадаев летит домой, бывший заместитель командира чеченского батальона «Север» Дадаев ответил, что со своим командиром. Из базы данных авиакомпании «Грозный авиа» (есть в материалах дела) 1 марта билеты были оформлены на Заура Дадаева и Руслана Геремеева.

Ни Мухудинов, ни Геремеев ни разу не были допрошены. Повестки передавали их родственникам в Чечне под расписку. Их местонахождение также неизвестно.

Как писало РБК, следователи дважды собирались предъявить заочное обвинение и Руслану Геремееву, но оба раза глава СК Александр Бастрыкин отвечал им, что он не видит для этого достаточно оснований. 

Адвокаты семьи Немцова утверждают, что Геремеев — родственник депутата Госдумы 6-го созыва Адама Делимханова, сенатора от Чечни Сулеймана Геремеева и начальника РОВД по Шелковскому району Чечни Вахи Геремеева. Адам Делимханов, отмечают адвокаты, является ближайшим соратником главы Чечни Рамзана Кадырова. Никто из них также не был допрошен по этому делу. 

Жанна Немцова: «Я не обвиняю Кадырова, но хочу получить от него важную информацию» 

На допросе Кадырова настаивала дочь Бориса Немцова Жанна. В июне 2015 после многочисленных угроз в социальных сетях она уехала из России. 

Фото: AP

Слово за присяжными

Дело об убийстве Бориса Немцова рассматривает коллегия присяжных, об этом просили адвокаты обвиняемых. Московскому окружному военному суду удалось сформировать ее со второго раза.

По закону, присяжным нужно будет ответить на вопросы, которые поставит перед ними суд, как правило, это вопросы о виновности подсудимых и доказанности эпизодов дела. Если присяжные посчитают их виновными, суд будет принимать решение о конкретных сроках лишения свободы. Все пятеро обвиняются в убийстве и незаконном обороте оружия, им грозит наказание вплоть до пожизненного.

Сторону обвинения в процессе представляет прокурор Мария Семененко, известная участием в громких делах, которые рассматривал суд присяжным: дело об убийстве журналиста «Новой газеты» Анны Политковской и дело лидера «Боевой организации русских националистов» Ильи Горячева. ​ 

Мария Борзунова, Маргарита Журавлева

Также по теме