Сепаратисты на выданье
Россия обменяла украинцев Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева на Елену Глищинскую и Виталия Диденко, которых на Украине обвиняли в сепаратизме. По версии украинской стороны Глищинская и Диденко принимали участие в деятельности «Народной рады Бессарабии». Дождь рассказывает что известно о выданных России украинцах.
Граждане Украины Виталий Диденко и Елена Глищинская были задержаны в конце апреля 2015 года. На родине они обвинялись в участии в организации «Народная рада Бессарабии», которая, по версии правоохранительных органов Украины, создавала условия для отделения южных районов Одесской области.
Виталий Диденко известен как создатель и главный редактор одесского городского интернет-издания «Информационный центр».
При аресте он попытался сбежать от сотрудников СБУ, прыгнув из окна третьего этажа, но получил переломы. При обыске у него был обнаружен кокаин, а также «планы по отделению Бессарабии» — южной части Одесской области — от Украины и созданию независимой республики.
В июле 2015 года против него возбудили уголовное дело по статье «посягательство на территориальную целостность Украины». По версии следствия, с января по апрель 2015 года Диденко, будучи редактором интернет-портала, «умышленно создавал предпосылки для дальнейшего незаконного провозглашения государственного образования с названием „Бессарабия“ на территории Арцизского, Белгород-Днестровского, Болградского, Саратского, Тарутинского, Татарбунарского, Ренийского, Килийского, Измаильского районов Одесской области».
В ходе следствия, как пишет «Новая газета», он признал свою вину и был осужден на три года. Наказание отбывал в колонии Ровненской области. Накануне отбытия в Россию, он был помилован президентом Украины Петром Порошенко.
Елена Глищинская — одесский журналист и пиарщик, директор телекомпании «Свободная волна». Ей было предъявлено обвинение в подготовке и участии в организации объявления автономии Бессарабии. По мнению следствия, она, как и Диденко, в составе «Народной рады Бессарабии» занималась созданием условий для формирования недовольства действующей властью и автономизации южных территорий Украины. По мнению СБУ, она сотрудничала с российскими спецслужбами.
Сама Глищинская обвинения в сепаратизме отрицает. «Это не имеет ничего общего с действительностью», — заявила она в интервью «РИА Новости», которое дала по прибытию в Россию 14 июня. Она заверила, что считает свое дело политическим. «Конечно, да, это чисто политическое дело, это охота на так называемых сепаратистов», — заявила Глищинская. Движение «Народная Рада Бессарабии», которое, по версии СБУ, занималось экстремистской деятельностью, она называет неполитическим.
«Это национально-культурное движение, не связанное с политикой, но власти посчитали, что это не соответствует общей политической линии», — сказала она.
Такое же мнение высказывает и Диденко. «Мы граждане Украины, которые просто придерживаются альтернативной линии на определенные общественно-политические процессы, которые были в стране».
Дело Глищинской вызвало общественный резонанс. 21 апреля 2016 года Европейский суд по правам человека принял решение о том, что Елену Глищинскую необходимо срочно перевести из СИЗО в медицинское учреждение, но оно было проигнорировано.
Суд над Глищинской длился более года (все это время она находилась в СИЗО), но приговор ей так и не был вынесен. В тюрьме подсудимая родила третьего ребенка.
12 июня, как сообщает украинское издание «Таймер», Глищинская была освобождена из СИЗО по состоянию здоровья.