Минфин предложил изымать неподтвержденные доходы в Пенсионный фонд. Что это значит и кого коснется

28/07/2020 - 18:14 (по МСК) Богдан Бакалейко

Министерство финансов разработало законопроект о перечислении в Пенсионный фонд России средств, законность получения которых невозможно доказать. Рассказываем, помогут ли эти меры бороться с коррупцией и пополнить Пенсионный фонд.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

«Техническая правка»

Законопроект Минфина предполагает внесение изменений в статьи 46 и 146 Бюджетного кодекса, согласно которым в Пенсионный фонд разрешается перечислять не только имущество, приобретенное на неподтвержденные доходы, но и денежные средства. Первыми о внесенном проекте сообщили «Известия». При этом в Минфине не объяснили, кто будет осуществлять проверку законности получения средств, и какие суммы могут вызвать подозрения.

Позже в ведомстве уточнили, что поправки о перечислении незаконно полученных денег в Пенсионный фонд нужны для синхронизации норм Бюджетного и Гражданского кодексов. «По сути — это техническая правка», — отметили в министерстве. Закон, принятый в рамках пенсионной реформы 2018 года, уже предполагают перечисление в Пенсионный фонд денежных средств, конфискованных «в результате совершения коррупционных правонарушений».

Кого это коснется?

Обновление. В Минюсте сказали «Ведомостям», что поправки будут касаться только тех граждан, которые обязаны предоставлять сведения о своих доходах и имуществе, а также о доходах и имуществе супругов и несовершеннолетних детей. К ним относятся чиновники, отметили в ведомстве. Изъятие денег будет проводиться в том случае, если «на счета подотчетных лиц, их супругов и несовершеннолетних детей будут поступать средства в сумме, превышающей их общий доход за отчетный период и предшествующие два года, и если законность их получения не подтверждена».

Советник по макроэкономике гендиректора «Открытие брокер» Сергей Хестанов объяснил Дождю, что контролем за сомнительными доходами занимается Росфинмониторинг и «для того, чтобы привлечь интерес контролирующих органов, нужно располагать подозрительным доходом», это должно быть как минимум несколько миллионов долларов.

Большая часть людей, у которых потенциально могут конфисковать средства, «достаточно предусмотрительны», считает Хестанов. «У них хорошие юристы, они могут конструировать достаточно сложные юридические схемы, поэтому с точки зрения пополнения пенсионного фонда эффекта не будет никакого. Это просто очередные меры, истинная цель которых, немного улучшить дисциплину налогоплательщика. Но крупных, состоятельных людей это не затронет. 95% россиян просто не располагают такими средствами», — добавил он.

По словам Хестанова, от инициативы Минфина «реально смогут пострадать только те люди, которые сочетают в себе два редко сочетаемых качества: с одной стороны богатства, с другой достаточно большая беспечность».

При этом издание The Bell пишет, что потенциально законопроект Минфина может коснуться всех россиян, поскольку он направлен не только на чиновников, но и обычных граждан и представителей бизнеса. Издание напоминает, что в ноябре 2019 года Конституционный суд подтвердил законность изъятия имущества у знакомых и членов семьи бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко. Таким образом, Конституционный суд впервые разрешил конфисковать имущество у тех, кто не может доказать законность его приобретения.

В свою очередь экономист Владислав Иноземцев считает, что благодаря этому законопроекту власти начинают претендовать «на полный контроль над финансовыми средствами граждан». Он отметил, что сейчас россияне получают две категории доходов, к первой из которых относятся «белые» зарплаты, пособия и так далее, а ко второй — «разного рода переводы между частными лицами, разовые заработки, комиссионные и прочие вознаграждения».

«Учитывая значительный прогресс российской банковской системы, немалая часть этих средств поступает на счета через платежи по пластиковым картам. Согласно ныне действующим правилам, граждане подают налоговую декларацию раз в год – но в течение данного периода через их счета может пройти масса платежей, средства которых легко могут быть использованы и впоследствие не отразиться в декларации. Таким образом, возникает вполне реальная возможность того, что власти попытаются формализовать понятие „доходов с недоказанной законностью“, привязав их к, скажем, средним ежемесячным поступлениям на счёт (или даже к данным налоговых деклараций прежних лет). В таком случае банки будут обязаны блокировать счета по требованию налоговых органов – в лучшем случае до выяснения природы полученных средств», — написал Иноземцев в фейсбуке. 

Поможет ли это Пенсионному фонду?

«Тезис о направлении в пенсионный фонд — это чистой воды риторика», заявил Хестанов. «Понятно, что эти средства абсолютно недостаточны для решения проблем пенсионного фонда, но народу идея пополнения пенсионного фонда нравится. Поэтому, это скорее для того, чтобы подсластить пилюлю. На практике — стоит понимать, что мы, идя своим путем, пытаемся достичь тех целей, которые мир достиг лет 15 назад», — отметил эксперт. 

Как пишут «Известия», в большинстве фракций Госдумы поддержали инициативу Минфина из-за дефицита средств ПФР и падения его доходов. «Пенсионный фонд надо укреплять. Одним из источников могут быть недоказанные доходы. Но это говорит о том, что накопительная страховая система у нас не работает», — заявил первый зампред «Справедливой России» Михаил Емельянов.

Ранее эксперты Института социальной политики Высшей школы экономики посчитали, что ситуация с эпидемией коронавируса приведет к тому, что в 2020 году Пенсионный фонд (ПФР) и фонды социального и медицинского страхования (ФОМС и ФСС) могут недополучить от 200 миллиардов рублей до 2,3 триллиона рублей страховых взносов.

Согласно отчету Генпрокуратуры, в 2019 году ПФР получил 21 миллиардов рублей, конфискованных по коррупционным делам. При этом реальный дефицит ПФР в этом году составляет около 650 миллиардов рублей, посчитал первый заместителя председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, Согласно официальным данным на 2020 год, дефицит ПФР составляет 118,4 миллиарда рублей.