«Россия — столица „плохих“ миллиардеров»: главный стратег Morgan Stanley предупредил о последствиях роста числа сверхбогатых
Количество миллиардеров в мире и их общее состояние за год пандемии выросло на $5 трлн — это рекордный скачок за всю историю. Россия оказалась в числе стран-лидеров по темпам роста состояний миллиардеров и числа так называемых «плохих миллиардеров», свидетельствуют подсчеты главы отдела развивающихся рынков Morgan Stanley Ручира Шармы.
Глава отдела развивающихся рынков Morgan Stanley Ручир Шарма из года в год отслеживает, какая доля ВВП стран приходится на миллиардеров и сколько сверхбогатых заработали на так называемых «плохих» отраслях (добыче ископаемых и недвижимости). По обоим этим показателям Россия в этом году заняла первые места, а рост числа «плохих» миллиардеров, особенно в развивающихся странах, из экономической становится политической проблемой, угрожая спровоцировать общественные протесты, пишет Шарма для Financial Times.
Бум миллиардеров
Главной причиной роста числа миллиардеров в пандемию Шарма называет «легкие деньги» центробанков. Стремясь удержать экономику на плаву, мировые регуляторы за год вложили в нее $9 трлн. Большая часть этих денег ушла в фондовые рынки, а оттуда — сверхбогатым. Их число в итоге выросло на 700 — до 2700 человек в списке Forbes в 2021 году. Большая часть из новых сверхбогатых пришлась на Китай (238 новых миллиардеров) и США (110 новых человек в списке Forbes). Неравенство, пишет Шарма, будет лишь нарастать до тех пор, пока не будет прикрыт поток денег из центральных банков.
В России число миллиардеров за прошлый год в списке Forbes выросло с 99 до 117, а их общее состояние — с $385 до $584 миллиардов. Это «на удивление большой список для не такой большой экономики», пишет Шарма. В своих расчетах он оценивает не только общее число сверхбогатых людей, но отношение их богатства к ВВП страны. Россия — абсолютный лидер по этому показателю. По итогам 2020 года, на долю российских миллиардеров приходится 35% российского ВВП, этот показатель вырос более чем на 10 п.п. за год. Ближайший преследователь — Швеция, где на долю миллиардеров приходится чуть менее 30% ВВП страны.
Второе место Швеции, которую многие прогрессисты ошибочно называют социал-демократической утопией, — большая неожиданность, пишет Шарма. Швецию он называет «страной новых Рокфеллеров». Похожая тенденция и во Франции, где состояние миллиардеров выросло с 11% до 17% ВВП.
Резкий рост миллиардеров в Китае наглядно демонстрируют деградацию старой экономической системы с доминированием компаний, занимающихся недвижимостью и сырьем, и подъем новой экономики с акцентом на электронной коммерции и фармацевтике, констатирует Шарма. В своем анализе экономист делит миллиардеров на «плохих» и «хороших» в зависимости от отраслей, которые те представляют.
Россия — столица «плохих» миллиардеров
К «хорошим» миллиардерам Шарма относит тех, чье состояние появилось благодаря чистому, высокотехнологичному производству. К «плохим» — в первую очередь сверхбогатых, занимающихся сырьем и недвижимостью. «Эти отрасли менее продуктивны, более подвержены коррупции и пользуются меньшей популярностью», — объясняет экономист.
Россия — лидер по числу «плохих» миллиардеров. На их долю приходится 60% всего состояния сверхбогатых — в три раза больше, чем в среднем в развивающихся странах. В 2021 году резкий скачок по этому показателю произошел в Мексике и достиг 75%. Однако общее число миллиардеров в стране — 13 человек — ничтожно по сравнению с Россией, пишет Шарма.
При этом недовольство населения обрушивается в равной степени на всех миллиардеров вне зависимости от источника их богатства, констатирует Шарма. В первую очередь экономист говорит о развитых западных экономиках, таких как США, Германия или Франция, но растущая роль миллиардеров касается и политики развивающихся стран.
«Пока Москве удается сдерживать разгорающееся недовольство, чего нельзя сказать о Мексике», — констатирует Шарма, отмечая, что в Мексике такое расслоение уже стало причиной смены власти.