Кто из «друзей Путина» попал в крупнейшее расследование об отмывании денег. Главное
Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ) и BuzzFeed News изучили слитые документы подразделения Минфина США по борьбе с финансовыми преступлениями (FinCEN) и обнаружили многомиллионные сделки российских бизнесменов с окружением президента Владимира Путина и схемы по отмыванию денег через американские банки. Рассказываем, кто из россиян «засветился» в расследовании и как они отреагировали на его публикацию.
BuzzFeed News еще в 2017 году получил доступ к более чем двум тысячам секретных файлов FinCEN. Это одно из самых закрытых бюро Минфина США, которое занимается борьбой с отмыванием доходов, добытых преступным путем, и финансированием терроризма. Оно собирает данные о передвижении средств с банков и передает их другим ведомствам. Банки должны информировать FinCEN о всех своих подозрениях в отношении транзакций в долларах США, даже если они совершались за пределами страны.
Большая часть слитых документов — это отчеты о подозрительной деятельности, или SAR (suspicious activity report), которые банки подавали в FinCEN. По закону, банк должен приостановить отношения с клиентом при подозрении, что тот отмывает деньги. Однако опубликованные документы о сделках на сумму более двух триллионов долларов позволяют предположить, что осведомленные о «грязном» происхождении средств банки не спешат рвать отношения с высокопоставленными клиентами.
Документы передала BuzzFeed News бывшая высокопоставленная сотрудница ведомства Натали Эдвардс — по словам ее адвоката, она обратилась к журналистам с уверенностью, что государство не разберется должным образом с многочисленными фактами отмывания денег. В свою очередь редакция BuzzFeed News обратилась к Международному консорциуму журналистов-расследователей (ICIJ), и та создала международный проект «Кассандра». В результате документы исследовали больше 400 журналистов из 90 стран.
Что стало известно из расследования
В новом расследовании присутствуют сразу несколько высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов. Например, выяснилось, что советник президента России Валентин Юмашев с 2006 по 2008 год получил шесть миллионов долларов от компании Epion Holdings Limited, принадлежащей Алишеру Усманову. Согласно отчетам, деньги перечислялись по соглашению об «услугах». Какие именно услуги оказывал Юмашев Усманову, неизвестно, однако они могут быть связаны с лоббистской деятельностью советника президента.
Фирма Sandalwood Continental виолончелиста Сергея Ролдугина — друга Владимира Путина и крестного отца его старшей дочери Марии — в 2010 году получила 830 тысяч долларов от кипрской Dulston Ventures — она аффилирована с компаниями, входящими в «Севергрупп» Алексея Мордашова. В «Панамском досье» также говорилось о 30 миллионах долларов, которые компании, близкие к Ролдугину, получили от структур Мордашова.
По информации «Би-би-си», расследование также показало, что Аркадий Ротенберг мог использовать счет своей компании Advantage Alliance в лондонском банке Barclays для ухода от санкций. В 2014 году Минфин США внес Аркадия Ротенберга и его брата Бориса в санкционный список как ближайших друзей Путина. По документам, с 2012 по 2016 год компания провела транзакций на 60 миллионов фунтов стерлингов (77,5 миллионов долларов), покупая произведения искусства. В июле 2020 года Сенат США обвинил Ротенбергов в том, что таким образом они обходят санкции — в том числе, с помощью счетов Advantage Alliance. По данным Сената, аукционные дома разрешали сделки, не интересуясь личностью покупателя — так уже после введения санкций Ротенбергу удалось купить полотно Рене Магритта за 7,5 миллиона долларов.
Британская Консервативная партия получала пожертвования от семьи бывшего заместителя министра финансов России Владимира Чернухина, пишет «Би-би-си». Его жена Любовь Чернухина пожертвовала партии 1,7 миллиона фунтов после того, как на счет ее мужа в 2016 году поступили восемь миллионов долларов от компании Definition Services. Она зарегистрирована на Британских Виргинских островах и связана с сенатором-бизнесменом Сулейманом Керимовым.
Пожертвования дали Чернухиной возможность посещать закрытые приемы с членами британского правительства, а также играть в теннис с премьер-министром Борисом Джонсоном и его предшественником Джеймсом Кэмероном. Сейчас Чернухина — крупнейший среди женщин жертвователь Консервативной партии в истории Великобритании.
Оператор МТС с 2015 года заплатил 5,3 миллиона долларов офшорной компании Caspian Telecommunication Ltd. Ей владеет бизнесмен Аяз Керимов, в 2016 году объявленный в розыск в Азербайджане за присвоение и растрату средств в особо крупных размерах. Журналисты выяснили, что этой компанией распоряжался сын экс-министра нацбезопасности Азербайджана Анар Махмудов.
Обновлено. В МТС Дождю сообщили, что у группы МТС нет и никогда не было бизнеса в Азербайджане. «Речь идет о типовом договоре по оказанию услуг роуминга и международной связи. Расчеты в рамках договора осуществлялись в обе стороны», — сказали в пресс-службе.
«Важные истории» также пишет, что в документах есть данные о том, как российский государственный экспортер техники и вооружений «Рособоронэкспорт» перевел 271 тысячу долларов индонезийскому бизнесмену из окружения бывшего президента страны Янг узину Тжонгу. Госкомпания, входящая в структуру «Ростеха», переводила деньги через банк «Международный финансовый клуб», принадлежащий бизнесмену Михаилу Прохорову и жене гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова Екатерине Игнатовой.
Из упомянутых в расследовании его пока прокомментировал только Аркадий Ротенберг. Он назвал бредом сообщение об обходе санкций через Barclays. По его словам, ни он, ни его брат Борис не занимались отмыванием денег. Другие фигуранты расследования, включая «Ростех» и «Рособоронэкспорт», не ответили журналистам.
За последние пять лет это уже не первая, но самая крупная утечка данных, проливающая свет на международные финансовые преступления. До этого журналисты публиковали данные об уклонении от налогов с помощью банков Швейцарии и Люксембурга, «Панамское досье» об офшорных фирмах и «Райский архив» о том, как бизнесмены по всему миру уходят от налогов. Утечка FinCEN отличается от всех предыдущих тем, что это не просто документы одной или двух компаний, а данные из разных банков и стран.