Капли для расширения зрачков и звонки из Минздрава: как в омской больнице пытались не отпустить Навального на лечение в Германию

23/03/2023 - 15:40 (по МСК)

Врач-реаниматолог Александр Полупан, осматривавший Алексея Навального в омской больнице после отравления в августе 2020 года, рассказал в интервью «Медузе», что перед приездом немецких врачей в Омск политику закапали в глаза атропин, чтобы те признали его нетранспортабельным и отказались везти в Германию на лечение. Кроме того, по словам Полупана, и он сам, и врачи омской больницы по линии Минздрава получали распоряжения не признавать Навального транспортабельным.

Запрет на командировку по линии Минздрава

Александр Полупан работал в московской клинике, когда с ним связались близкие Навального, попросившие помощи в транспортировке политика. Он дал им контакты немецких врачей и собирался отправить в Омск своего доктора, чтобы предоставить коллегам информацию о состоянии здоровья Навального. 

«Первоначально возражений [у руководства] не было, но потом из Минздрава поступил запрет на такую командировку — потому что уже есть официальный консультант [реаниматолог Борис Теплых], который вылетает вечером. И нам не стоит в это вмешиваться», — рассказал Полупан. Однако затем ему все же удалось договориться, чтобы его включили в состав консилиума в Омске.

Запрет на транспортировку Навального

Осмотрев Навального в Омске, Полупан пришел к выводу, что его «можно и нужно» транспортировать. После этого он отправился на консилиум. В это же время ему позвонило руководство («Медуза» не называет место работы Полупана) и сказало, что «на верхнем уровне» принято решение о недопустимости транспортировки Навального.

«На мои возражения, что я его никуда и не собираюсь везти и его повезут немцы, а меня всего лишь просили оценить транспортабельность, мне было сказано: я должен сообщить родственникам, что он не транспортабелен — и что абсолютно все [участники консилиума] скажут то же самое. И что если я скажу что-то иное, то последствия будут самые серьезные. Что именно имелось в виду, не уточнялось», — говорит Полупан.

Капли для расширения зрачков перед приездом немецких врачей

К этому моменту в омскую больницу приехали немецкие врачи, согласившиеся увезти Навального в Германию на лечение. Осмотрев Навального, они сказали, что готовы его забирать. Но затем, по словам Полупана, ему и другим российским врачам «поставили задачу» объяснить немецким докторам, что Навальный не транспортабелен. «Я с этого консилиума ушел — участвовать в этом позоре не было ни сил, ни желания. Так что не знаю, что именно и как им говорили», — рассказывает он.

Немецкие доктора уехали в гостиницу, а Полупан вернулся в палату к Навальному — и увидел, что у него «максимально расширены зрачки». Он заподозрил вклинение головного мозга (выпячивание тканей головного мозга через отверстия костей черепа или твердой мозговой оболочки), но ему сказали, что это офтальмологи, которые приходили осмотреть глазное дно, закапали в глаза атропин (средство, расширяющее зрачки). 

Как рассказывает Полупан, ему это показалось странным, потому что никаких показаний к осмотру глазного дна не было — но тогда он не придал этому большого значения. Однако когда в медицинском журнале «Ланцет» вышла статья об отравлении Навального, Полупан заметил в ней описание клинической картины, которую немецкие доктора увидели при осмотре в Омске. «Там написано, что у него были расширены зрачки. То есть атропин в глаза ему закапали непосредственно перед приездом немцев. Единственное объяснение, которое я этому нахожу, — это попытка имитировать вклинение головного мозга, чтоб они признали его нетранспортабельным», — говорит Полупан.

Фото на превью: Mstyslav Chernov / AP

Также по теме