«Какое это имеет отношение ко мне, непонятно». Как прошло первое заседание по делу «Седьмой студии»

Поддержать ДО ДЬ

Мещанский районный суд Москвы 7 ноября приступил к рассмотрению по существу дела о хищении денег, выделенных из бюджета «Седьмой студии» Кирилла Серебренникова. Судья начала зачитывать обвинительные заключения, а режиссер и другие фигуранты снова заявили о своей невиновности. Дождь рассказывает главное о том, как начался один из самых громких судебных процессов последнего времени.

Рассмотрение дела по существу планировали начать 25 октября, но перенесли из-за госпитализации Ксении Карпинской, адвоката бывшего генерального продюсера «Седьмой студии» Алексея Малобродского.

На заседании начали зачитывать обвинительные заключения по каждому из фигурантов: главе «Седьмой студии» Кириллу Серебренникову, бывшему гендиректору проекта Юрию Итину, Алексею Малобродскому и экс-сотруднице Минкульта Софье Апфельбаум.

По версии следствия, Серебренников и другие фигуранты обналичили и похитили 133 млн рублей, выделенные на театральный проект «Платформа». Для этого они открыли компанию «Седьмая студия», получили госконтракты, предоставили в Минкульт «недостоверный список мероприятий», в договорах завысили их стоимость, а потом списали деньги через подконтрольные фирмы.

Фигуранты дела «Седьмой студии» в зале суда 7 ноября. Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС

Большая часть денег, по словам прокурора, была обналичена через компанию индивидуального предпринимателя из Санкт-Петербурга Валерия Синельникова. Средства переводились под видом оплаты разных услуг, а Синельников передавал бухгалтеру Нине Масляевой наличные за вычетом своих процентов, считает обвинение. В деле фигурирует еще около пяти компаний по «обналичке».

«Эти деньги они [фигуранты дела] противоправно и безвозмездно обратили в свою пользу и распорядились ими по своему усмотрению. А бухгалтер Масляева предоставляла в министерство культуры недостоверные сведения», — заявил прокурор.

Отдельно представитель обвинения отметил, что АНО «Седьмая студия» выигрывала госконтракты благодаря своим связям с чиновниками Минкульта. По его словам, все акты приема-передач подписывала Апфельбаум, она же подписывала документы на выплату средств.

«Обвинение мне непонятно, оно не отражает моих показаний и содержит большое количество ошибок», — заявила в суде Апфельбаум. По ее словам, проект «Платформа» «проводился и успешно», а решение о поддержке проекта принималось не ей, а руководством министерства культуры.

Малобродский тоже заявил, что не понимает суть обвинения. «То, что мы слышим сейчас в речи прокурора, сводится к многократному повторению эпизодов транзакций якобы с последующим присвоением средств. Каждая их них сопровождалась словами, что фигуранты дела выполняли указания Серебренникова. Но эти заклинания размывают смысл, под ними ничего не содержится», — сказал он.

«Мне слова понятны, а смысл непонятен, — заявил судье Серебренников. — Какое это имеет отношение ко мне, непонятно». Режиссер попросил Минкульт сформулировать, какие именно мероприятия были проведены не так.

Серебренников пришел на заседание в футболке с надписью «Жги». Это слово зачитывал рэпер Хаски в постановке «Гоголь-центра» «Маленькие трагедии», отсылая к пушкинскму «Глаголом жги сердца людей». Фото: Роман Дорофеев / «Коммерсантъ»

Серебренников рассказал, что в 2011 году обсуждал проект «Платформа» с президентом Дмитрием Медведевым. «Я работал тогда в художественном театре, и в один день на проходную приходит папка с пометой „Проект Платформа“ и подпись президента. Так я буквально по почте узнал, что проект предложен к реализации. А его бюджет — бюджет среднего театра. После этого нас вызвали в министерство культуры на совещание. Там я и познакомился с Апфельбаум», — сказал Серебренников.

По словам режиссера, решение создать АНО было принято в Минкульте, а своевременная оплата от ведомства поступала не всегда. «Мы очень зависели от денег из Минкульта. Перед открытием мы с Итиным вложили, если я помню, по полтора миллиона собственных денег», — сказал Серебренников и добавил, что потом ему эти деньги вернули.

Анастасия Михайлова, Екатерина Селиванова

Также по теме
    Другие выпуски