«Королевский прокурор» в Трамп-тауэре: что связывает адвоката Весельницкую с Юрием Чайкой
Появление информации о встрече адвоката Натальи Весельницкой с сыном Дональда Трампа подхлестнуло новый виток санкций. Из обнародованной переписки Трампа-младшего следует: российская сторона обещала дать дискредитирующие Демократическую партию сведения, а организовать встречу помог генпрокурор Юрий Чайка. Корреспондент Дождя, изучив судебную и криминальную хронику, выяснил, что может быть общего у Весельницкой, адвоката из Химок, с руководством главного надзорного ведомства страны.
Прокуратура и Кацыв-младший
Переговоры сына будущего президента США — в разгар избирательной кампании — с российским адвокатом Наталией Весельницкой обернулись одним из крупнейших скандалов за недолгое президентство Трампа. Трампу-младшему даже пришлось опубликовать электронную переписку, предшествующую этой встрече. В ней фигурирует некий «королевский прокурор», попросивший бизнесмена Араса Агаларова устроить россиянам эту аудиенцию. Как предполагают СМИ, речь идет о генпрокуроре Юрие Чайке, хотя Генпрокуратура это отрицает. Адвокат Наталия Весельницкая в интервью The Wall Street Journal также опровергает участие Чайки в организации встречи, настаивая, что действовала по собственной инициативе.
Однако если обобщить открытые данные и выстроить хронологию событий, в которых участвовали Весельницкая и представители Генпрокуратуры в последние годы, становится ясно, что их действия зачастую были синхронизированы и прямо или косвенно шли во благо клиенту Весельницкой — бизнесмену Денису Кацыву.
Сентябрь 2013 года
В рамках «закона Сергея Магнитского» (его лоббировал экс-работодатель юриста Билл Браудер) американские правоохранительные органы пытаются конфисковать четыре люксовых квартиры на Манхэттене и два нежилых помещения, принадлежащих холдингу Prevezon. Его владелец — российский предприниматель Денис Кацыв.
По версии прокуратуры США, недвижимость частично была куплена на деньги, похищенные из российской казны. Кацыва защищает, среди прочих, адвокат Весельницкая. Начинается долгий судебный процесс.
2014−2015 годы
Весельницкая и российские лоббисты в США борются за отмену «закона Магнитского». Они пытаются доказать, что история Билла Браудера — полная ложь, а американские конгрессмены, принимавшие этот акт, были введены в заблуждение. Отмена «закона Магнитского» могла бы решить проблемы Дениса Кацыва.
Декабрь 2015 года
По информации газеты «Коммерсантъ», Генпрокуратура пытается отследить активы, ранее выведенные из компаний Браудера. Для этого возбуждено отдельное уголовное дело.
В это же время в этой же газете выходит развернутый комментарий генпрокурора Юрия Чайки. По его мнению, «закон Магнитского» приняли на основе лживой пиар-кампании Браудера. Кроме того, Чайка упоминает, не называя фамилии, дело Кацыва. «Был обвинен российский бизнесмен», — описывает генпрокурор губительные последствия «закона Магнитского». Чайка демонстрирует и прекрасное знание деталей судебного процесса Кацыва: «Четырежды он [Браудер] вызывался на допрос и трижды не являлся по вызовам суда».
Май 2016 года
Сотрудники Генпрокуратуры встречаются в Москве с представителями посольства США и ФБР. Они хотят передать американцам материалы по незаконной деятельности Браудера и его окружения.
Об этой встрече станет известно намного позже — в июле 2017 года, когда представитель Генпрокуратуры Денис Грунис даст интервью телеканалу Russia Today, комментируя скандал вокруг сына Трампа и российских лоббистов. Грунис называет Браудера руководителем международной преступной группы. «Эти иностранные граждане [Браудер и его окружение] руководили американским инвестиционным фондом Ziff Brothers Investments, который через сеть офшорных компаний заводил денежные средства на счета специально созданных российских юридических лиц», — говорит Грунис.
9 июня 2016 года
Весельницкая приходит на пресловутую встречу в Трамп-тауэр. Цель визита в интервью The Wall Street Journal она она обрисовывает так: хотела сообщить американцам о незаконной деятельности фонда Ziff Brothers Investments, который якобы уклонялся от налогов в России и затем жертвовал деньги Демократической партии.
Июль 2016 года
Российская Генпрокуратура уже в официальном порядке передает Министерству юстиции США материалы по Браудеру. Также она просит коллег провести ряд следственных действий, например, допросы и выемки документов. Но реакции нет.
Март 2017 года
Минюст США увольняет прокурора Южного округа штата Нью-Йорк Прита Бхарару. Именно он инициировал конфискацию активов Кацыва и участвовал в судебном процессе.
Май 2017 года
Американские правоохранители и холдинг Prevezon заключают мировое соглашение: компания Кацыва выплачивает около 6 миллионов долларов штрафа (стоимость арестованного имущества, согласно судебным материалам, превышает 16 миллионов долларов; однако штраф втрое больше, чем, по мнению американцев, Кацыв незаконно получил из российской казны -- около двух миллионов долларов). Обе стороны называют это своей победой.
Представители Демократической партии требуют расследования, связано ли это соглашение с увольнением Бхарары и встречей Весельницкой с Трампом-младшим.
Как говорил сын президента США в интервью Fox News, информация Весельницкой его совершенно не заинтересовала. Посредник, помогавший организовать встречу, Роб Голдстоун, вообще назвал произошедшее «самой большой бессмыслицей, которую я только слышал». Встреча в Трамп-тауэр стала триггером для очередного скандала США и России. А единственным потенциальным выгодоприобретателем оказался Денис Кацыв, спасший свои активы в Нью-Йорке.
Прокуратура и Кацыв-старший
Еще до американских событий представители Генпрокуратуры как минимум один раз помогали семье Кацыва. Это следует из имеющихся у Дождя документов и открытой информации. Высшее надзорное ведомство поучаствовало в многолетней и резонансной тяжбе в Химках. Адвокат Весельницкая там тоже отметилась.
2000 год
Министр транспорта Московской области Петр Кацыв (отец бизнесмена Дениса Кацыва), по данным «Новой газеты», предлагает совладельцу завода «Стройдормаш» Юрию Ларину продать территорию предприятия за 600 тысяч долларов. Речь идет о земле в Химках. Однако Ларин считает, что актив стоит вдвое больше.
2003 год
Происходит недружественная смена собственников завода «Стройдормаш»: судебные иски, ведение двух параллельных реестров акционеров, отставка гендиректора и, наконец, замена охраны на территории предприятия. За атакой стоит одна из компаний-акционеров, ОАО «МПТИСтройдормаш». В ее совет директоров входит Клара Пик, а возглавляет его Захар Пик. Клара Пик, как видно из выписки Росреестра, с 1999 года владеет квартирой в Химках, где ранее проживали Петр и Денис Кацывы. А Захар Пик с 2002 года работает гендиректором компании «Инавто», совладельцем которой в 2006-м становится Денис Кацыв.
2003−2007 годы
Бывшие акционеры «Стройдормаша», в том числе, Юрий Ларин и его мать Ольга Ларина, пытаются добиться уголовного дела о рейдерском захвате, однако полиция города Химки отказывается его возбуждать.
Декабрь 2007 года
Ольга Ларина знакомится с бизнесменом Дмитрием Барановским, активистом «Боевого братства» и зампредом общественной организации «Справедливость». У Барановского — собственный конфликт с окружением Петра Кацыва, он обещает помочь и Лариной. «Справедливость» устраивает пикеты, обвиняет Кацыва-старшего в рейдерстве, направляет письма губернатору Подмосковья и в администрацию президента.
Май 2008 года
Главное управление МВД по ЦФО возбуждает уголовное дело по факту хищения акций «Стройдормаша». Ущерб оценивается в 100 миллионов рублей (по состоянию на 2003 год). В материалах дела, которые есть у Дождя, отдельно упоминается адвокат Весельницкая: следователь пишет, что та предоставляет в суды «подложные документы», на основании которых по заводу появляются «противоположные решения». Позже это дело было прекращено из-за отсутствия состава преступления.
Июль 2008 года
На встрече с Кацывом Барановский обещает прекратить дискредитационную кампанию против чиновника, если тот выплатит компенсацию бывшим акционерам «Стройдормаша» — 22,5 миллионов долларов (эта информация содержится в судебном приговоре Ольге Лариной). Ни Юрий, ни Ольга Ларина не смогли внятно объяснить Дождю, почему эта компенсация оказалась в семь раз больше, чем оценка завода (3,2 миллиона долларов по среднему курсу) в материалах уголовного дела.
Май-октябрь 2008 года
Петр Кацыв ищет защиты от Барановского и обращается за помощью к Геннадию Лопатину, возглавлявшему тогда управление делами Генпрокуратуры. Об этом Дождю рассказали собеседник, близкий к силовым структурам, и знакомый Барановского. «Они [Кацыв-старший и его окружение] метались сильно, подключали ресурсы по линии СК, тогда еще при прокуратуре, но там чехарда с назначениями, не получилось», — вспоминает знакомый Барановского. По словам обоих собеседников, именно знакомство с Лопатиным сыграло благоприятную для Кацыва роль в конфликте с Барановским.
Связи в Генпрокуратуре могли быть и у Александра Митусова, которого «Новая газета» называла мужем адвоката Весельницкой. До 2005 года он работал в прокуратуре Московской области, последние пять лет — первым замруководителя (затем стал замом Кацыва в областном Министерстве транспорта). В 2002 году Митусов, будучи и.о. прокурора Подмосковья, вел дело о похищении Сергея Кукуры, первого вице-президента «Лукойла». Контроль за этим делом осуществляла как раз Генпрокуратура. Сама Весельницкая, кстати, как пишут СМИ, тоже начинала карьеру в подмосковной прокуратуре.
Декабрь 2008 года
ГУ МВД по ЦФО прекращает дело о рейдерстве. Этому предшествует письмо в управление помощника генпрокурора Константина Букреева: тот указывает, что спор между новыми и старыми акционерами завода нужно решать в гражданско-правовом порядке, а не уголовном.
О письме Букреева известно из официального обращения руководителя «Справедливости» Андрея Столбунова на имя генпрокурора Чайки (есть у Дождя).
Февраль 2009 года
В ситуацию вокруг «Стройдормаша» вмешивается замглавы МВД Евгений Школов. Он утверждает, что Петр Кацыв использовал служебные полномочия в корыстных целях и недоумевает, почему закрыли уголовное дело. Копия письма Школова в Генпрокуратуру есть в распоряжении Дождя.
Март 2009 года
Дмитрия Барановского арестовывают за вымогательство денег, упомянутых 22,5 миллиона долларов, у Петра Кацыва и его окружения. Дело возбуждено следователями при ГУВД Москвы, оперативным сопровождением занимается региональное управление ФСБ.
Апрель 2009 года
Генпрокуратура считает законным прекращение уголовного дела по «Стройдормашу» (это сказано в ответ на обращение Ольги Лариной). Таким образом, прокуроры не соглашаются с доводами замминистра Школова (сейчас он — помощник президента, ответственный за антикоррупционные проверки госслужащих).
Февраль 2012 года
Барановский, приговоренный к 12 годам строгого режима, публикует открытое письмо в «Новой газете». Он пишет, что его посадка стала следствием конфликта с Петром Кацывом. Барановский обвиняет в незаконных действиях различных силовиков — сотрудников МВД, прокуратуры и ФСБ.
Июль 2014 года
Суд приговаривает 71-летнюю Ольгу Ларину к условному сроку восемь лет и штрафу 750 тысяч рублей. Как и Барановского, ее обвиняют в вымогательстве, среди потерпевших — Петр Кацыв и Наталья Весельницкая. Адвокат к тому времени уже защищает Кацыва-младшего в США, а Геннадий Лопатин становится заместителем генпрокурора.
За пару месяцев до этого Ольга Лопатина, бывшая супруга силовика, вместе с Артемом Чайкой, сыном генпрокурора, торжественно перерезала ленточку на открытии пятизвездочного отеля Pomegranate в Греции, их совместного бизнеса. Об этом говорится в расследовании Фонда борьбы с коррупцией.
Здания, когда-то принадлежащие «Стройдормашу», были распроданы сразу после смены собственника в 2003 году. Часть выкупил известный бизнесмен, основатель группы «Глобал Эдж» Михаил Лившиц. Судя по вывескам, офис этой компании находится в помещениях бывшего «Стройдормаша» до сих пор. Многие фирмы, связанные с Денисом Кацывом, зарегистрированы по этому же адресу — Химки, Ленинградская улица, дом 1.
В Генпрокуратуре не смогли оперативно ответить на запрос Дождя. В пресс-службе РЖД (сейчас Петр Кацыв -- вице-президент этой компании, Дождь попросил переслать ему запрос) сказали, что не комментируют вопросы, не связанные с деятельностью компании. Адвокат Весельницкая отказалась отвечать на вопросы, заявив, что выражает недоверие корреспонденту Дождя. «По интересующим вас вопросам состоялось более 15 судебных решений о защите чести и достоинства и пять приговоров по делам о вымогательстве, клевете и ложным доносам», — подчеркивает адвокат в переписке с «Дождем».
Александр Митусов сейчас занимает пост вице-президента железнодорожного перевозчика «СГ-Транс». В этой компании на запрос Дождя не ответили, аналогично поступили и представители Браудера.
Автор статьи Наталья Телегина в эфире Дождя подробно рассказала о своем расследовании:
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.