Лауреатом Нобелевской премии по литературе вопреки мнению букмекеров стал Боб Дилан, один из самых влиятельных музыкантов в истории. Премия присуждена за «создание новых поэтических выражений в рамках великой традиции американской песни». О творчестве великого музыканта и причинах его награждения по просьбе Дождя рассказывают музыкальные и литературные критики.
Боб Дилан (при рождении — Роберт Циммерман) заслуженно считается одним из главных музыкантов в истории рока. Первые песни он начал писать в конце 1950-х, дебютный альбом представил в 1962 году, а всего выпустил их более 35. Дилан девять раз получил премию «Грэмми», а также «Золотой глобус» и «Оскар» — за песню Things Have Changed в фильме «Вундеркинды». В 2010 году журнал Rolling Stone поставил Дилана на второе место (разумеется, после The Beatles) в списке величайших музыкантов ХХ века.
Анна Наринская, литературный обозреватель «Коммерсанта»:
— Комитет разыграл прекрасную партию. Во-первых, они прекрасно понимали, что все будут очень рады победе Дилана — это такое движение в сторону народных масс, которые как-то интересуются прекрасным.
При этом они не сделали ничего новаторского, о чем сами же и поторопились заявить. Секретарь премии Сара Даниус подчеркнула, что пять тысяч лет назад и Гомер, и Сапфо писали тексты, которые исполнялись ровно так, как это делает Боб Дилан. Поэтому ничего новаторского в решении нет, это, наоборот, возвращение к корням: поэзия зародилась из музыки, они прорастают из одного корня. Мысль о том, что само деление на рок-музыку, поэзию, на высокую и низкую литературу устарело, — глубоко не новая. Но показательно то, что комитет ее не озвучивает, а держится именно за то, что исторически поэзия вышла из музыки.
Что более политически важно и мало замечается — премию дали американцу. Последний раз писатель из США — Тони Моррисон — получила эту премию в 1993 году, и все эти годы Нобелевский комитет неоднократно обвиняли в дискриминации американской литературы. Около десяти лет назад комитет даже выступил с заявлением о том, что они не дают премии писателям из США, потому что американская литература — «вне актуальных исканий». И вот сейчас награду присудили американцу, но не писателю. И, таким образом, никак не опровергли свое мнение о состоянии литературы в стране.
Дмитрий Быков, писатель, поэт, литературный критик:
— То, что премия досталась американцу, — это предсказуемо, но то, что ее получит Боб Дилан, известный прежде всего как музыкант, — это выдающееся решение комитета. Он выдающийся поэт — это понятно всем, кто слышал хотя бы пять его песен, и он при этом еще умеет играть на гитаре.
Видимо, комитет учел не только его музыкальную и поэтическую славу, но и его верность убеждениям своей молодости. Он сильно увеличил количество хорошего в мире — своим благородным пацифизмом, неприязнью к любому официозу, полным отсутствием пафоса.
А Нобель завещал присуждать премию тем, кто увеличивает количество гуманизма в мире, тем, кто борется за идеалы. Боб Дилан нанес на карту мира небывалую Америку, до него такой ее не знали. Сработал морально-географический принцип.
Фото: Fred Jewell / AP
Андрей Бухарин, музыкальный обозреватель The Rolling Stone:
— В музыкальной сфере Боб Дилан получил уже все возможные награды. И в контексте Нобелевской премии по литературе важно то, что рок-музыка оказала огромное влияние на западное общество, особенно на англо-американские страны. А именно Боб Дилан оказал влияние на рок-музыку, он первым внес в нее настоящую литературу, поэзию. До него это были песенки «ля-ля-ля baby», а он показал, что можно петь о серьезных вещах — о социальных и политических проблемах. Чего только стоит одна из первых его песен «Времена меняются» — о тех сдвигах, которые происходили в американском обществе.
Его влияние на свое поколение и последующие — ведь и The Beatles, и The Rolling Stones были его поклонниками, — колоссально. И сейчас оно нашло свое выражение в Нобелевской премии по литературе.
Артем Рондарев, музыкальный журналист, преподаватель курса «История музыки XX века» в НИУ ВШЭ:
— Разговоры о том, что Боба Дилана выдвигают на Нобелевскую премию, велись давно, поэтому рано или поздно это должно было произойти.
У Дилана есть серьезные литературные достоинства, у него образный язык, укорененный в американской поэтической традиции. Его почитают за то, что он своими песнями переопределил значение поп-музыки, сделал из нее некоммерческое развлечение, которым она была изначально, внес туда оптику «большой литературы». Сейчас это деление на «высокое» и «низкое» стирается, а тогда оно существовало. По тем меркам у него была непривычно «большая» поп-музыка: его тексты многозначны, а темы не ограничены какими-то повседневными проблемами. Не хочется скатываться на банальные фразы, можно обобщить, что у его песен появилось универсальное значение. Поэтический язык песен Дилана оказал сильное влияние на всю рок-музыку 1960-х, ему в той или иной мере начали подражать многие музыканты, начиная от [Леонарда] Коэна и заканчивая Джоном Митчеллом.
Но поэтические достоинства при присуждении премии, на мой взгляд, вторичны. Есть много хороших поэтов и писателей, которые ее не получали. То, что Нобелевку дали именно ему — это во многом признание масштаба его личности. Сложно предсказать, кому из музыкантов еще могут дать Нобелевскую премию по литературе. Если это произойдет, то очень нескоро.
Дэвид Хайду, музыкальный критик The Nation, в интервью The New York Times:
— Это отчасти признание всей традиции, которую представляет Боб Дилан, поэтому это отчасти награда Роберта Джонсона, Хэнка Уильямса, Cмоки Робинсона и The Beatles. Эта традиция уже давно должна была начать восприниматься всерьез как вид искусства. Это литература, но это и музыка, это искусство, но это также и коммерчески успешно. Устаревшие категории «высокого» и «низкого» искусства давно исчезли, но теперь это признали официально.
Соня Гройсман
Фото: Mario Anzuoni / Reuters