Кремлевский куратор Украины о том, может ли Россия присоединить Донбасс. Главное из интервью Дмитрия Козака
Замглавы администрации президента России Дмитрий Козак, который с начала этого года стал курировать украинское направление и урегулирование конфликта на востоке Украины, дал первое интервью в новой должности. В нем он рассказал, могут ли самопровозглашенные ДНР и ЛНР стать частью России и оценил перспективы урегулирования конфликта на востоке Украины. Дождь выбрал главное из интервью Козака агентству ТАСС.
О присоединении Донбасса к России
«Относительно различного рода заявлений политических деятелей и общественных организаций о возможностях и перспективах вхождения Донбасса в Российскую Федерацию. Это мнение исключительно авторов этих заявлений. На государственном уровне вопросы в такой постановке, даже в первом приближении, никогда не обсуждались. Мы не теряем надежду на мирное политическое урегулирование конфликта. Мы в этом кровно заинтересованы. Даже замороженный конфликт на юго-западных границах Российской Федерации абсолютно точно не нужен», — заявил Дмитрий Козак
О том, что Донбасс может в скором времени юридически войти в состав России на прошлой неделе заявил глава Союза добровольцев Донбасса Александр Бородай.
О замораживании конфликта
«Относительно договороспособности [украинской стороны] хотелось бы отметить лишь следующее. Совсем до недавнего времени, примерно до начала марта, были осторожные надежды на конструктивный открытый диалог по всем вопросам урегулирования конфликта. Но в последние месяцы эти надежды достаточно стремительно рассеиваются», — сказал Козак.
«Если позиция будет такой, как она достаточно откровенно демонстрируется в последние месяцы — вести переговоры только с целью максимально затянуть их и ни о чем не договориться — то это прямой путь к замораживанию конфликта на многие годы», — заявил замглавы кремлевской администрации.
О «красных линиях» для Украины и России
«Никаких „красных линий“ у Российской Федерации нет. Представители России в Контактной группе имеют простые и однозначные директивы поддерживать любые договоренности, которые будут достигнуты между Донбассом и Украиной с целью предотвращения эскалации и мирного политического урегулирования конфликта. Любые», — сказал Козак.
При этом он отметил, что «красные линии» украинской стороны до конца неизвестны: «Им свойственно нередко формулировать свою позицию эзоповым языком. Одну из линий можно распознать — ни в коем случае не вести диалог ни с какими представителями ОРДЛО (Отдельные районы Донецкой и Луганской областей, контролируемые властями непризнанных непризнанных ДНР и ЛНР — прим. Дождя). Но эта „красная линия“ выходит за „красные линии“ минских соглашений, которые однозначно предписывают этот диалог».
О возможном выходе Киева из минских соглашений
«Выход Украины из минских соглашений для всех, конечно, будет чрезвычайным событием. Но это будет политическим событием, а не ЧП природного или техногенного характера, где нужен заранее подготовленный детальный план действий по ликвидации последствий такого ЧП. С политической точки зрения мы будем готовы к любому развитию событий»,— заявил Дмитрий Козак.
О саммите «нормандской четверки»
«Оснований для проведения нового саммита сегодня и при текущей позиции Украины в обозримой перспективе просто нет. Саммит можно проводить только при условии, если выполняются решения предыдущих саммитов. По состоянию на сегодня ни одна из договоренностей парижского саммита не выполнена», — отметил Козак.
7 июля вице-премьер Украины Алексей Резников, курирующий реинтеграцию Донбасса, заявил, что саммит лидеров четырех стран возможен уже в августе. Последняя встреча президентов России, Украины, Франции и канцлера Германии состоялась в Париже в декабре прошлого года.
Об особом статусе для Донбасса
«Вокруг особого статуса и децентрализации ведется много абстрактных дискуссий. К примеру, вице-премьер Украины Алексей Резников, он же первый заместитель руководителя украинской делегации в контактной группе заявляет, что особый статус Донбассу не нужен, Донбасс может воспользоваться плодами проводимой в стране децентрализации. Но никто этой децентрализации, этих поправок не видел — ни в Донбассе, ни в остальной части Украины. В конце концов можно допустить, что децентрализация будет настолько радикальной и привлекательной, что сам Донбасс скажет, что он готов жить в таком правовом поле, не нужен им особый статус. Но для этого необходимо как минимум предъявить документ об этой реформе, а не держать его в качестве тайны за семью печатями».
Фото на превью: Михаил Терещенко/ТАСС