Еврокомиссия подтвердила запрет на ввоз машин на российских номерах (а также ноутбуков, смартфонов и шампуней). Что это значит?
10 сентября РБК написал, что Евросоюз запретил россиянам въезд на личных автомобилях, а опрошенные газетой юристы добавили, что под этот запрет попадают также смартфоны, ноутбуки, чемоданы, косметика и многое другое. Источником новости стали разъяснения Еврокомиссии, опубликованные 8 сентября. Однако запрет на импорт автомобилей с российскими номерами не новый. До сих пор было известно о нескольких случаях конфискации российских машин — все они произошли в Германии, которая напрямую с Россией не граничит. Об изъятии смартфонов, ноутбуков или косметики ни в Германии, ни в других странах не сообщалось вовсе. Разбираемся, откуда взялся этот запрет и поменяется ли что-то для россиян, въезжающих в Евросоюз.
Откуда появился этот запрет?
Обсуждение запрета на ввоз автомобилей на российских номерах в ЕС началось в июне — после новостей о конфискации машин у россиян, живущих в Германии.
Одним из тех, у кого подобным образом конфисковали машину, был москвич Иван Коваль, живущий в Гамбурге. В начале июня он рассказал, что таможенники забрали его автомобиль прямо от дома, хотя Коваль, по его словам, зарегистрировал машину еще когда прибыл в страну. О том, что немецкая таможня конфискует и арестовывает автомобили с российскими номерами, рассказывали и другие россияне, прибывшие в Германию паромами.
Российское посольство в Германии в ответ на это рекомендовало гражданам «воздержаться от ввоза на территорию ФРГ транспортных средств с российскими регистрационными номерами» до прояснения ситуации.
При изъятии машин немецкие таможенники ссылались на регламент Совета ЕС 833/2014 от 31 июля 2014 года — то есть на документ, описывающий порядок действия санкций, введенных против России еще после аннексии Крыма. С каждым новым пакетом санкций Евросоюза, которые вводились уже после начала российского вторжения в Украину, в этом регламенте появлялись изменения. В октябре 2022 года, после восьмого пакета санкций, в нем, в частности, появился запрет на импорт товаров, происходящих или вывозимых из России — в том числе, автомобилей.
Почему говорят про запрет смартфонов, ноутбуков и шампуней?
8 сентября Еврокомиссия опубликовала на своем сайте обновление в документе с часто задаваемыми вопросами относительно применения антироссийских санкций. В ответ на вопрос «могут ли граждане России временно ввозить личные вещи и транспортные средства, которые попадают под запрет в статье 3i», Еврокомиссия дала ответ: нет. Далее в тексте еще раз поясняется, что статья 3i запрещает покупку, импорт и трансфер товаров, которые «имеют российское происхождение или вывозятся из России».
Полный список того, что запрещено к импорту в ЕС восьмым пакетом санкций, включает далеко не только автомобили. В нем сотни наименований — от сигар и алкоголя до туалетной бумаги и дезодорантов (полностью посмотреть этот список можно, например, здесь в разделе Annex XXI). Опрошенные РБК юристы также отмечают, что в этот перечень входят также чемоданы, ноутбуки, мобильные телефоны, изделия из кожи и меха, полудрагоценные и драгоценные камни, зубные пасты, шампуни и многое другое.
Что не так с этим запретом?
В документах ЕС в отношении товаров из России используется слово «импорт», которое и стало, как предполагают юристы, причиной разночтений.
Еще после первых новостей об изъятии автомобилей в Германии юристы, опрошенные СМИ, назвали действия немецких таможенников «эксцессом исполнителя» и отметили, что те могли трактовать въезд водителей на машинах с российскими номерами как импорт. Адвокаты, с которыми поговорило немецкое издание Deutsche Welle, также предположили, что таможня ФРГ неправильно интерпретировала законодательство.
Именно в ответ на действия немецкой таможни, изымавшей у россиян автомобили, Еврокомиссия опубликовала свое разъяснение 8 сентября, пояснила депутат Европарламента Раса Юкнявичене, также отметившая, что в этом запрете нет ничего нового. Однако как конкретно будут применяться эти разъяснения на границах других стран (и будут ли), Юкнявичене не знает.
Представитель Еврокомиссии, к которому обратился РБК, уточнил, что каждая страна ЕС сама решает, как исполнять санкции — то есть разъяснение Еврокомиссии от 8 сентября не носит юридически обязывающего характера.
На сайте Еврокомиссии в разделе, где опубликованы разъяснения, есть примечание, поясняющее, что ответы на вопросы составлены службами комиссии в качестве руководства и только суд Евросоюза вправе интерпретировать законодательство ЕС.
«Эти ответы были даны генеральным директоратом по финансовой стабильности, который является просто департаментом Еврокомиссии. Более того, это ответы каких-то служб, которые готовят рекомендации на применение регул Евросоюза», — пояснил Дождю юрист Алексей Елисеев, который следит за европейской практикой.
Он называет опубликованный Еврокомиссией документ не разъяснением, а мнением, «которое ни в коем случае не является интерпретацией и не является обязательным для национальных властей». «Никаких новых правил введено не было, никакого нового толкования не появилось», — сказал Елисеев.
Журналист Александр Плющев предположил, что разъяснение Еврокомиссии давал немецкий или немецкоязычный сотрудник, который прочел документ буквально и сделал выводы, что ввоз автомобилей из России запрещен. При этом таможни других стран ЕС — в частности, тех, что напрямую граничат с Россией — никаких разъяснений не давали, а прецедентов изъятия машин в Финляндии, Латвии, Эстонии и Литве (по крайней мере, публичных) не было.
В июле, после новостей об изъятии машин у россиян в Германии, латвийское издание Delfi обратилось за комментарием в пограничную охрану страны. Журналистам ответили, что арест или конфискация личных машин россиян в Латвии не практикуется, а ограничения касаются коммерческих перевозок и ввоза автомобилей для продажи.
Россиянин Иван Коваль, у которого конфисковали автомобиль в Германии, обратился в прокуратуру. 13 июля он рассказал, что прокуратура Гамбурга выдала распоряжение вернуть ему автомобиль.
Фото на превью: zoll.de