Барон, который помог Москве стать столицей Олимпиады. В Лихтенштейне умер Эдуард фон Фальц-Фейн — меценат, просветитель, «сувенирный король»

19/11/2018 - 22:44 (по МСК) Екатерина Селиванова

В Лихтенштейне 17 ноября в возрасте 106 лет умер во время пожара в своем доме общественный деятель и меценат барон Эдуард фон Фальц-Фейн. Выходец из русской дворянской семьи, он получил гражданство Лихтенштейна после просьбы матери к князю — а спустя годы создал в крошечном королевстве олимпийский спорт и индустрию туризма. Фальц-Фейн активно помогал России и даже способствовал проведению Олимпиады 1980 года в Москве. 

Эмиграция 

Эдуард фон Фальц-Фейн — сын агронома Александра фон Фальц-Фейна и племянник Фридриха фон Фальц-Фейна, основателя заповедника «Аскания-Нова», расположенного на территории современной Херсонской области Украины. При крещении его назвали Олегом, но он всегда представлялся Эдуардом.

Эдуард фон Фальц-Фейн. Фото: WikiCommons

До пяти лет Эдуард фон Фальц-Фейн жил в имении при заповеднике, а затем уехал в Санкт-Петербург. В 1918 году, когда Фальц-Фейну было шесть лет, его семья эмигрировала в Германию. Он рассказывал, что решение приняли после рейдов революционеров в гостиницу, где они жили: Фальц-Фейнов революционеры искали, называя «эксплуататорами». В Германии, после смерти отца Эдуарда фон Фальц-Фейна, его мать вспомнила о знакомстве с князем Лихтенштейна, который был когда-то послом Австрии в России. Так семья решила ехать в Лихтенштейн, чтобы просить гражданство. «Князь принял нас, был очень мил, и мама попросила для меня гражданство княжества, сама же осталась беженкой. Так как у меня русское дворянство уже было, князь сказал: „У нас не принято, чтобы у дворянина не было титула. Будешь бароном“», — рассказывал фон Фальц-Фейн.

Олимпийское движение и сувениры

В 1930-х годах фон Фальц-Фейн занимался спортом и спортивной журналистикой. В 1936 году он создал в Лихтенштейне Национальный олимпийский комитет, а сам принял участие в шестнадцати Олимпийских играх, соревнуясь в велоспорте и бобслее. Также он был президентом Ассоциации велосипедного спорта Лихтенштейна.

Фон Фальц-Фейна в Лихтенштейне знают не только как пионера олимпийского движения, но и как «короля сувениров». В послевоенное время он открыл первый в Лихтенштейне магазин сувениров Quick (в честь своего детского прозвища  — Быстрый) и договорился с туристическими компаниями соседних стран, чтобы автобусные экскурсии заезжали в Лихтенштейн. Возле его магазина останавливалось около 30 автобусов в день. И именно за «создание индустрии туризма» в стране он был удостоен титула барона. 

Фон Фальц-Фейн знал шесть языков и проводил для иностранцев экскурсии. Это было важным шагом для времени, когда американские почтовые работники при упоминании Лихтенштейна спрашивали, где это, отмечает New York Times. Однако местные жители не всегда его поддерживали — за открытку с последним умершим солдатом лихтенштейнской армии, которая была упразднена в 1868 году, семья военного подала на него в суд. Барон выиграл суд, семью оштрафовали на 500 долларов и теперь портрет солдата используется еще и на этикетке пива производства Фон Фальц-Фейна.

Помощь России

В октябре 1974 году в Вене барон, который был давним членом Международного олимпийского комитета, уговорил всех своих друзей голосовать за Москву на выборах столицы Летних игр 1980 года. «Тогда в МОКе были 23 страны, причем соревновались за право проведения СССР и США, — рассказывал он „Коммерсанту“ в 1996 году. — Я попросил всех своих друзей голосовать за Москву. И уже за день до голосования я твердо знал, что Олимпиада пройдет в Москве». Другим городом-кандидатом на проведение Олимпиады был Лос-Анджелес. В итоге за Москву отдали 39 голосов, а за Лос-Анджелес — 20.

Поездка барона на Олимпиаду стала первой после эмиграции — до этого ему был запрещен въезд в страну, пишет ТАСС.

Фон Фальц-Фейн и Владимир Путин (фото: пресс-служба Кремля). 19 ноября президент направил телеграмму с соболезнованиями дочери барона Людмиле Веркаде фон Фальц-Фейн.

В середине 1970-х фон Фальц-Фейн начинает скупать вывезенные из России произведения искусства для их безвозмездного возвращения на родину.

В 1975 году на аукционе Sotheby`s в Монте-Карло барон купил русское издание XVIII века о море из коллекции Дягилева-Лифаря. Однако за той же книгой московская библиотека имени Ленина посылала на аукцион литературоведа Илью Зильберштейна. Он опоздал. Когда фон Фальц-Фейн узнал об этом, он подарил ему книгу для библиотеки.

Барон передал России картины Репина, Коровина, Маковского, Бенуа и других художников и скульпторов, участвовал в передаче «архива Соколова», документов расследования расстрела царской семьи. Санкт-Петербургу Фальц-Фейн передал архивы семьи Федора Шаляпина, которые попали к нему после смерти сына певца и его друга Федора Шаляпина-младшего. Тот завещал российскому посольству в Риме инкрустированные бриллиантами золотые часы с гербом Российской империи, подаренные отцу Николаем II в знак восхищения. Фон Фальц-Фейн обещал мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку оплатить налоги и перевозку, если посольство согласится передать часы городу. Но внучка Шаляпина отдала их в музей Кремля.

Еще барон финансировал восстановление Янтарной комнаты в Царском селе. Исчезнувшую во время Второй мировой войны комнату он видел лично. «При Николае II мой дедушка, свитский генерал и директор Пажеского корпуса, имел право жить в Царском селе во время отдыха — у него была там квартира. Как-то он предложил мне погостить у него недельку и, конечно, показал Янтарную комнату. Мне довелось в пятилетнем возрасте увидеть эти уникальные интерьеры. Отлично помню свои впечатления — все блестело, сделано очень красиво, дух захватывало», — вспоминал он.

В Швейцарии барон открыл музей Суворова, а в Германии — музей Екатерины II в ее родном городе Цербсте.

Эдуард фон Фальц-Фейн был самым пожилым жителем Лихтенштейна. Свое 106-летие он отпраздновал 14 сентября.

Также по теме