Крым вошел в состав России три года назад, но крупный бизнес до сих пор не работает на полуострове. Дождь проанализировал несколько ключевых отраслей. Оказалось, что в Крым приходят средней руки игроки из регионов, а значительная часть бизнеса по-прежнему контролируется украинцами.
Вино и внешняя разведка
Больше других сфер российский бизнес привлекают виноградники. Свои виноградники есть у госменедежеров и телеведущих. Например, у шоумена Дмитрия Киселева, совладельца «Лукойла» Вагита Алекперова и главы ВТБ Андрея Костина.
Но это все личные хозяйства, на масштабное же производство пока решаются немногие. Среди таких — владелец Гатчинского спиртзавода, одного из крупнейших производителей вина (разливает вино под маркой «Виногор») Михаил Якубчик. Как пишет «Собеседник», Якубчик — родственник главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина. Бизнесмен из Гатчины обещает инвестировать в крымское виноделие более 1 млрд рублей.
Еще один инвестор, по данным правительственного портала «Крым. Лучшее время для инвестиций», — Ленар Абдуллин. Как пишет РБК, это сотрудник крупного казанского холдинга «Ак-Барс», близкого руководству Татарстана. Недавно его компании «Крым наш» и «Жемчужина» заключили с правительством Крыма инвестсоглашение, получив участки площадью более 8 тыс. гектаров.
Самое крупное винодельческое хозяйство Крыма, «Массандра», сразу после присоединения перешло из ведения кабмина Украины под контроль Управделами президента Россси. А два других крупнейших предприятия, Инкерманский завод и «Алеф-Виналь», собственников не меняли — они принадлежат шведской Inkerman International и украинской «Алеф-Виналь».
Почему на экспансию в Крым пока решаются немногие? «Крупный бизнес останавливает неурегулированные вопросы с оборотом земли, — объясняет президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович. — Когда эта проблема будет решена, выстроится очередь из желающих стать крымским виноделами».
По-прежнему украинцы
Единственный российский игрок в сфере торговли, начавший экспансию после «крымской весны», — совладелец «Донского табака» Иван Саввиди. В Крыму насчитывается уже 11 магазинов ростовской сети «Ассорти», выручка которых превышает 700 млн рублей.
В остальном же крупнейшие торговые сети Крыма, хоть и получили российскую прописку, по-прежнему принадлежат украинским бизнесменам, хотя власть и запрещает тем работать на «оккупированном полуострове». Но фактически запрет лишь приводит к более сложной сети офшоров. Как показал анализ Дождя, украинские сети АТБ и «Фуршет» по-прежнему контролируют свои магазины в Крыму. Представители ритейлеров не ответили на запрос Дождя.
Более сложную схему создала международная сеть Metro. Об этом ранее писало агентство Reuters. Гипермаркетами в Симферополе и Севастополе управляют новые структуры, не имеющие отношения к российской операционной компании «Метро кэш энд керри». У этих магазинов даже появился отдельный сайт.
«Когда мы поставляем продукцию в любые гипермаркеты Metro по России, мы заключаем договор с „Метро кэш энд керри“. А в Крым товар идет на „Ритейл Проперти 6“», — подтверждает в разговоре с Дождем топ-менеджер одной из компаний-поставщиков.
А вот «Ашан» не прячет свой гипермаркет в Симферополе. Магазин можно найти на официальном сайте российского подразделения, управляет им ООО «Ашан» — так же, как и всеми супермаркетами в России.
Туризм и фурнитура
Крупнейшими инвесторами в крымские курорты, по данным местного правительственного портала, оказалась группа тюменских бизнесменов во главе с депутатом местной городской думы Геннадием Разницыным. На берегу Черного моря под Феодосией они собираются построить гостиницы, многоквартирные дома, коттеджи и аквапарк. Будущие вложения в проект «Межозерье» превышают 20 млрд рублей. Это первый опыт тюменцев в туристическом бизнесе — созданная ими группа «Партнер» вообще-то не специализируется на строительстве, а является крупнейшим на Урале поставщиком фурнитуры для мебели.
Амбициозные планы на Крым и у Национальной киноакадемии России (среди учредителей — Олег Басилашвили, Олег Табаков и Карен Шахназаров). Дочерняя компания «Дом творчества „Санаторий Алуштинский“» собирается вложить около 7 млрд рублей в создание курорта на базе существующего санатория «Алуштинский».
Турпоток на полуостров до сих пор не достиг уровня, существовавшего до присоединения Крыма. Впрочем, глава региона Сергей Аксенов надеется, что в этом году на полуострове отдохнет 6 млн человек, что станет лучшим результатом с момента присоединения Крыма.
Полтриллиона за Крым
Единственное, где стоит очередь желающих — это государственные стройки, подрядчики на самых крупных — люди, близкие президенту.
По расчетам РБК, за три года Россия потратила на Крым не меньше 470 млрд рублей.
Самым масштабным крымским проектом остается строительство моста, соединяющего Керчь с материком. Стройка стоимостью почти 228 млрд рублей должна завершиться в декабре 2018 года открытием автомобильного движения, а годом позже по мосту пустят поезда. Генподрядчик — компания «Стройгазмонтаж», единственный владелец — Аркадий Ротенберг.
Другой насущный для Крыма проект — создание собственной генерации. Сейчас полуострову не хватает электричества. По словам председателя управления ассоциации «Содействие торговли Крыма» Сергея Макеева, новые объекты в регионе невозможно присоединить к сетям, поэтому новая торговая и коммерческая недвижимость практически не строится. Решить проблему должны две ТЭС, которые в Симферополе и Севастополе строит компания «Технопромэкспорт», дочка «Ростеха» (госкорпорацию возглавляет бывший сослуживец президента Сергей Чемезов). Общая стоимость — 49 млрд рублей.
Еще один большой проект — реконструкция аэропорта в Симферополе. К лету 2018 года здесь должен появиться новый пассажирский терминал на 7 млн пассажиров. Работы стоимостью 32 млрд рублей начались в мае 2016 года, их ведет компания «Международный аэропорт Симферополя», аффилированная с банком «Россия» (совладелец банка — бизнесмен Юрий Ковальчук).
Наталья Телегина, Олеся Волкова
Фото на превью: Василий Батанов / РИА Новости