Премьер-министр Дмитрий Медведев отчитался перед депутатами Госдумы о работе правительства в 2016 году. Он рассказал о состоянии экономики, зависимости бюджета от нефти, возможном росте инвестиций, положении России в международных рейтингах и других темах. Дождь проверил заявления премьера.
Экономический рост от Росстата
Медведев напомнил, что по итогам 2016 года удалось практически преодолеть спад экономики. После падения на 2,8% по итогам 2015 года ВВП России за прошлый год сократился на 0,2%. По мнению Медведева, «такие показатели стали возможными не в силу улучшения внешней конъюнктуры», а в результате «совместной работы» Думы и правительства.
Правда, немалый вклад в улучшение экономических итогов прошлых двух лет в начале этого года внес еще и Росстат. Из-за изменений в методологии спад ВВП на 3,7% по итогам 2015 года превратился в 2,8%, а минус 0,6%, которые ожидало Минэкономразвития по итогам прошлого года, — в минус 0,2%.
Нефтяная зависимость бюджета
Медведев упомянул и о том, что бюджет, по его мнению, понемногу слезает с нефтяной иглы. «Сейчас ситуация изменилась: доходы бюджета от других отраслей составляют более половины», — заявил премьер. По итогам прошлого года, ненефтегазовые доходы действительно составили 64% всех поступлений в федеральный бюджет против, например, 57% в 2015 году. Но дело не в успехах несырьевых отраслей. Во-первых, сырьевые доходы сократились из-за того, что нефть подешевела с $51,5 за баррель Urals в среднем за 2015 год до $41,9 в 2016 году. В процентах ВВП нефтегазовые доходы бюджета в 2016 году составили рекордные низкие 5,6% за 10 лет, указывают эксперты Центра развития ВШЭ. Поэтому сократилась и их доля в доходах бюджета. А существенный прирост несырьевых доходов бюджета в значительной мере обеспечила приватизация «Роснефти», которая принесла бюджету свыше 700 млрд рублей формально ненефтегазовых денег. Продажа «Роснефти» помогла и заткнуть дыру в бюджете по итогам прошлого года и сохранить средства Резервного фонда, о котором также рапортовал Медведев, называя это результатом «мобилизации доходов».
Рост налогов, которого не будет
«В этом году налоги мы повышать не планируем, и просил бы, уважаемые депутаты, нас в этом поддержать», — успокоил Медведев, говоря о стабильности налоговой системы. Правда, уже сейчас правительство по поручению президента обсуждает изменения налоговой системы на новый президентский срок. Чиновники предпочитают называть налоговую реформу «маневром», имея в виду, что общий уровень налоговой нагрузки не должен измениться. Но отдельные изменения могут быть очень чувствительны для населения. Так, возможное повышение НДС с 18% до 22% в 2019 году, судя по оценкам Минэкономразвития, приведет к существенному скачку инфляции — о том, что министерство в своем прогнозе учло возможный рост налогов, сообщала газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники.
Надежда на рост инвестиций
Медведев с оптимизмом отозвался и об инвестициях: в прошлом году они «стабилизировались», в этом году «начинается их рост». Экономисты менее оптимистичны. Возобновление роста инвестиций — «основная неопределенность», пишет в опубликованном сегодня обзоре главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Дело в том, что Росстат опубликует данные по инвестициям за I квартал только к лету, а остальные показатели настораживают, указывает Орлова. Промышленное производство растет очень медленно, а в строительстве — спад. Так что компании скорее всего тратят деньги не на инвестиции, а на запасы, пользуясь низким курсом доллара, предупреждает Орлова.
«За такие показатели он должен уйти в отставку»: депутаты — об отчете Медведева за 2016 год
Тысячи километров дорог
За прошлый год было построено и реконструировано 3,3 тыс. км различных дорог, сообщил депутатам Медведев. Но цифру вряд ли стоит отнести к успехам. Лишь 1/10 этой цифры, то есть 300 км — это федеральные дороги высшей технической категории. Остальное — дороги регионального и местного значения, которые относятся к более низким техническим категориям и даже необязательно имеют твердое покрытие (в эту статистику включаются и сельские дороги).
Места в международных рейтингах
В начале своего отчета Медведев в качестве одного из критериев успешности действий правительства в прошлом году традиционно привел места России в международных рейтингах. Но опустил важные детали.
Медведев сослался на рейтинг глобальной конкурентоспособности, в котором Россия занимает «неплохое», по его мнению, 43-е место.
Последнее издание рейтинга на 2016-2017 гг., в котором Россия заняла 43-е место, было опубликовано в сентябре 2016 года, но оценивает итоги 2015 года. Рейтинг страны состоит из нескольких показателей: от институтов до социального развития. Сравнительно высокую позицию России в общем рейтинге обеспечили три показателя (места по ним выше средней 43-ей строчки).
Во-первых, размер национального рынка (6-е место), но этот показатель обеспечивает эффект масштаба российской экономики, а не достижения правительства за последние годы. Во-вторых, 32-е место по показателю «Высшее образование»: такую высокую позицию удалось занять благодаря доле населения с высшим образованием (18-е место), но не качеству этого образования (51-ое). Третья составляющая успеха России в общем рейтинге ВЭФ — 35-е место по качеству инфраструктуры. Его обеспечили линии электропередач и телефонные сети, в транспорте —железные дороги и авиационный пассажирооборот. А вот по качеству автодорог Россия который год во второй сотне стран (123-е место). По всем остальным показателям позиции России невысоки: например, 88-е место по качеству институтов или 91-е — по качеству макроэкономических условий. Так что 43-е место в рейтинге вряд ли стоит относить к успехам правительства.
Медведев напомнил и о прогрессе в рейтинге Всемирного банка Doing Business, который оценивает качество делового климата. За последние пять лет Россия действительно поднялась в нем на 80 позиций — со 120-ого на 40-е место.
Но успехи России в Doing Business за прошлый год не столь однозначны. Дело в том, что в последнем издании рейтинга Всемирный банк применил новую методику — теперь учитывается больше факторов, в том числе — насколько активно страна проводит реформы. По новой методике пересчитали и показатели предыдущего года: получилось, что по итогам 2015 года у России было не 51-ое место, а 36-е. Таким образом, за 2016 год Россия по новой методике упала на четыре ступени — до 40-ого места. За 2016 год эксперты Всемирного банка обнаружили в России всего одну позитивную для бизнеса реформу — упростилась процедура получения разрешений на строительство. Впрочем, по этому показателю Россия все равно на 115-ом месте из 183 стран.
Маргарита Лютова
Фото: РИА Новости