В традиционном разговоре премьер-министра Дмитрия Медведева с журналистами Первого канала, ВГТРК, НТВ, РБК и Дождя много внимания было уделено выполнению правительством социальных обязательств и расходам бюджета. При этом глава правительства не всегда был точен. Дождь проанализировал некоторые ответы премьера.
Медведев: «Мы сохранили макроэкономическую стабильность, выполняем все социальные обязательства, которые принимали на себя, платим зарплаты, пенсии, идем по пути развития образования и здравоохранения».
Выплата пенсий в этом году прошла не по стандартной схеме. Правительство не стало индексировать пенсии на указанные в законе 12,9% (уровень инфляции за 2015 год), поэтому в феврале 2016 года пенсии были повышены лишь на 4%.
Весной Медведев, отвечая на вопрос жительницы Крыма о дополнительной индексации, честно сказал: «Просто денег нет. Вы держитесь здесь, вам всего доброго, хорошего настроения и здоровья».
Дополнительную индексацию, которую обсуждали с тех пор, в итоге заменили разовой выплатой 5000 рублей неработающим пенсионерам.
Медведев: «Иными словами, вот эта 5-тысячная выплата, по сути, означает вторую часть индексации».
На самом деле, выплата пяти тысяч не означает допиндексации. Например, по подсчетам Republiс, из-за замены индексации выплатой, пенсионеры недополучат 8,5 тысячи рублей в год. Дело не только в сумме, которую пенсионеры получат в этом году.
Если бы правительство провело вторую индексацию пенсий, то в следующем году из-за увеличившейся базы на индексацию нужно было бы потратить около 500 миллиардов рублей, а замена доиндексации на разовую выплату позволила бюджету сэкономить около 200 миллиардов рублей, писал РБК. Единовременная выплата никак не будет учтена при индексации пенсий в следующие годы.
Медведев: «Еще совсем недавно наша страна в полной мере сидела на игле иностранных препаратов. Сейчас мы уже на 65–70% удовлетворяем внутренний спрос за счет наших препаратов <...> Естественно, для населения, для наших граждан это дешевле, потому что они не приобретаются за валюту».
Доля отечественных препаратов по итогам 10 месяцев 2016 года действительно превысила зарубежные и составила 57%, если считать по количеству проданных упаковок. Если оценивать стоимостный объем, то на импортные препараты по прежнему приходится большая часть продаж — 72%, следует из последнего аналитического отчета DSM Group. При этом, с 2015 года эти пропорции практически не изменились.
За год отечественные лекарства подорожали на 8,5%, а цены на зарубежные препараты выросли на 3,6%. Львиная доля субстанций для производства российских лекарств по-прежнему привозится из-за рубежа, и из этого сырья уже делают российские препараты, объясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк.
Но ситуация меняется, согласен эксперт. Дело в том, что многие зарубежные производители ради допуска к госзакупкам, локализуют производство. «Здесь есть возможность считать по-разному. Вроде бы препарат зарубежной компании производится на российском заводе и отнести его можно как к зарубежному, так и отечественному», — объясняет Шуляк.
Медведев: «Применительно к приватизации в значительной мере неважно, кто приобретает, лишь бы это приобреталось за нормальные деньги. Это касается любой приватизации».
На самом деле, круг покупателей ограничивает закон о приватизации. Покупателями государственного имущества не могут быть госпредприятия и юрлица с долей госучастия выше 25%. Этот пункт как раз и вызвал споры в правительстве, когда «Роснефть» допустили к приватизации «Башнефти». Выступавшие против чиновники, указывали, что «Роснефть» — государственная компания и не может принимать участия в сделке. Но компанию в итоге допустили к покупке, объяснив, что «формально она не государственная», а принадлежит ему через «Роснефтегаз».
Кроме того, в феврале Владимир Путин отмечал, что важны не только деньги, но и «качество инвесторов». Поскольку приватизация — «путь к структурным изменениям, принципиально важно», чтобы государство «четко понимало, что и кому продает, и какие последствия это будет иметь для развития целых отраслей и всей экономики».
Даниил Сотников