Вредоносное поветрие. Юлия Таратута о политической акции патриарха во «спасение» от заразы
В конце прошлой недели на Патриарших прудах полиция задержала за нарушение карантина человека с собакой, при этом собаку оставили на улице одну. Задержанного звали Иисусом, когда-то он делал веселые худи с нецензурными надписями, а 4 апреля громко ругал задерживавших его полицейских. Они, по словам очевидицы, пробовали подозвать собаку, но та испугалась и убежала. Этот сюжет кончился благополучно: москвича оштрафовали на тысячу рублей, обвинив в неповиновении полиции, а собаку забрали домой. Но интернет сохранил в архивах новостной mix: Иисус, задержание, Патриаршие. Примерно в это же время Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на своем Mercedes совершил объезд вокруг Москвы с чудотворной иконой «Умиление». За ним последовали и священники в других регионах. Юлия Таратута разбиралась в тайном подтексте борьбы РПЦ с мировой эпидемией.
Спикер РПЦ Владимир Легойда разъяснил, что перед этой иконой, тайно хранившейся у благочестивых людей с 1927 года, молился еще преподобный Серафим Саровский.
Что греха таить, фотографии патриарха, совершающего объезд Москвы на автомобиле Mercedes, впечатлили паству. Противники религиозного официоза сравнивали элитный автопробег святейшего с минималистичными молитвами Папы Римского на пустой площади Ватикана. Критики даже давали понять, что чисто стилистически от церковного лидера ожидаешь если не аскезы, то вряд ли демонстративной роскоши.
Еще совсем недавно, буквально в конце марта, руководство РПЦ не скрывало, что ему совсем не близки призывы уйти на карантин – в ответ на предложение закрыть церкви рабочая группа по коронавирусу объявила: «Пастырский долг будет в полном объеме исполняться». Справедливости ради, ограничения из-за эпидемии разозлили ортодоксов по всему миру. В РПЦ же ссылались на вердикт Греческого синода: коронавирус не может передаваться через причастие.
Церковный оппозиционер Андрей Кураев на это отвечал, что за благочестивыми словесами проглядывает простая тревога за свой бизнес. Епископ Иларион предлагал дождаться государственного запрета, а для причастий использовать одноразовые ложки.
После того, как самоизоляцию объявил лично Владимир Путин, патриархия все же решила внести в борьбу с вирусом духовную лепту.
100 священников красноярской епархии проехали автомобильным крестным ходом вокруг города с иконой Божией Матери «Всецарица» и башмачком святителя Спиридона Тримифунтского. Кузбасские священники облетели митрополию на самолете, совершали молебен и акафист Пресвятой Богородице. Пролетая над крупными населенными пунктами, они окропляли их святой водой. В башкирском городе Салават священники объезжали город с Казанской иконой Божьей Матери, священники Владивостока воспользовались катером. В пермской области священник молился про коронавирус на воздушном шаре. В Марий Эл прошел крестный ход вокруг местной больницы. А священнослужители Сызрани отправились на автомобилях по районам города с чудотворной иконой Божией Матери «Федоровская» – киот с образом Богородицы был установлен в открытом автомобиле так, чтобы его могли видеть прохожие и проезжающие автомобилисты. Кстати, духовник патриарха Кирилла и братии Оптиной Пустыни 88-летний старец Илий (Ноздрин) тоже облетел Москву и Петербург на самолёте, вылетевшем из Калуги, с молитвами.
Это была организованная акция: накануне патриарх утвердил тексты новых молитв, написанных специально про коронавирус. Слова «вирус», впрочем, в ней не было: молиться рекомендовалось об избавлении от «распространения вредоносного поветрия».
Борьба Патриарха с коронавирусом – тоже политический жест. Для начала святейший должен продемонстрировать активность, ну а потом, иронизируют осведомленные скептики, если эпидемия пойдет на спад и обойдется без серьезных жертв, он сможет сослаться на то, что привлек божественную защиту.
Есть неуловимо общие черты в выступлениях президента и патриарха, которыми они отгоняют вирус. «Зараза коронавирусная», «мор», «вредоносное поветрие». Общий ритм и слог, единый словарь. И не очень уверенное исполнение роли спасателя.
Фото: Зыков Кирилл / Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.