Кремлевский пациент. Кому нужны слухи о болезни Путина
В начале ноября британские таблоиды выдвинули версию о том, что президент России Владимир Путин болен и может досрочно уйти в отставку. Сообщения даже прокомментировал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, заявив, что у Путина «здоровье отменное». А 19 ноября президент закашлялся на совещании с членами правительства, что тоже вызвало мгновенную реакцию СМИ. В новом выпуске программы «Нюансы», Юлия Таратута — о том, что скрывается за такими слухами и кому они могут быть выгодными.
Вчера во время видео-совещания с членами правительства президент Владимир Путин закашлял. Не раз и не два, а несколько — в народе о таком говорят, закашлялся. Это уже не подхваченная кремлевским протоколом президентская ручка. Это кашель первого лица. То есть первый кашель страны.
Новость о кашле немедленно облетела информагентства. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков комментирует кашель. Здоровье Владимира Путина «абсолютно нормально». Нечего тут кашлять, как говорит в таких случаях сам президент.
Кашель кашлем, а тема здоровья президента России всегда свежая новость для мировых таблоидов. Весь ноябрь здоровье Путина в европейских хайлайтах. Британские СМИ, например, смело объявили, что у российского президента болезнь Паркинсона. Ее симптомы увидели британские The Sun и The Daily Mail. Газеты ссылались на видео с президентом России. «Хотя ноги президента были на них в постоянном движении, на вид он испытывал боль, сжимая подлокотник стула. А пальцы подергивались, когда он держал ручку и сжимал чашку, в которой, предположительно, был коктейль из обезболивающих».
Таблоиды напомнили, что о болезни еще пять лет назад будто бы говорили неврологи из Нидерландов — им показалось, что вероятные симптомы есть в походке Путина. Он, по их наблюдениям, ходит с неподвижной правой рукой, прижимая ее к боку, но левая чувствует себя совершенно свободно, даже раскачивается. Мнения экспертов тогда даже разошлись. Конспирологов пристыдили, мол, у Путина не болезнь Паркинсона, а профессиональная «походка стрелка» — агентов КГБ наверняка учили придерживать свое оружие.
Эксперты отвечают скептикам, что асимметрично сниженная подвижность руки — классическая особенность болезни Паркинсона, и может проявляться и у «клинически здоровых субъектов с предрасположенностью к более позднему развитию» болезни.
Но Песков уже назвал эти споры полной чушью. Здоровье у главы государства «отменное». Он еще простудится на ваших похоронах.
Автором стендапа о здоровье президента России вообще-то считают таинственного политолога Валерия Соловья. Он то и дело выступает с репризами о медицинском транзите — будто бы состояние здоровья президента настолько критическое, что о своей отставке он объявит со дня на день, буквально в январе. Политолог приглашает всех читать телеграм-канал «Генерал СВР» — где сообщают уже об онкологическом диагнозе президента.
Профессор не обижается на иронию в свой адрес — информацию о здоровье Путина он узнает из близких к первым рук, а смеяться будет тот, кто смеется последним.
Валерий Соловей, политолог (в интервью Дождю): Посмотрите внимательно просто на президента, посмотрите внимательно. Посмотрите очень внимательно. Сравните то, что вы видите сейчас, то, что вы видели два-три месяца назад.
Так или иначе идет приблизительно 20-й год мирового интереса к этой верховной медицинской карте. Например, в 2012 году Вадим Такменев снял очень увлекательный фильм о Владимире Путине — из него мы узнали, что президент по утрам пьет коктейль с хреном. Что в его протокольном окружении совсем нет женщин, они просто не попадали в кадр. Что президент плавает, питается кашей, творогом, медом и яйцами. А в его холодильнике стоит сок, молоко, кетчуп и бутылка шампанского.
Когда я пригласила в студию Дождя журналистку и одного из авторов книги «От Первого лица» Наталью Геворкян, чтобы обсудить фильм Такменева, разговор неожиданно свернул на походку президента. Опытная журналистка уверяла, что президент ходит скованно, нижняя часть его тела не очень подвижна.
Наталья Геворкян, журналист: Я думаю, что у него какая-то проблема со спиной, потому что там в фильме видно, что у него сзади, под рубашкой — корсет. Походка переваливающаяся, какая-то тяжелая.
Мировая пресса в 2012 году вообще настойчиво писала, что Путин мучается от болей в спине. Не может ни стоять, ни ходить долго. В съемках из зарубежных поездок появляется в закрытых помещениях и сидя. А когда отправился с визитом в Стамбул, будто бы не смог сам сесть — а президент Турции Реджеп Эрдоган помогал ему переместиться в кресло. Впрочем, мнения и тут разделились. Кто-то предположил, что президента России нужно срочно оперировать. Кто-то стоял на версии, что Путину просто не дали сесть на кресельный подлокотник.
Деловые газеты тогда писали, что у президента действительно проблемы с позвоночником. Виноваты то ли лошади, то ли стерхи. Старые травмы обострились после знаменитого полета на дельтаплане во главе стершиной стаи. «Шеф не в порядке», — говорил один кремлевский источник Reuters. Другой будто бы утверждал, что Путина видели в ортопедическом корсете.
На саммите АТЭС во Владивостоке президент прихрамывал, а на открытие газового месторождения в Ямало-Ненецком округе и вовсе не приехал — смотрел трансляцию. (А ведь никакого короновируса тогда еще не было). И будто бы даже проходил процедуры, рассказывали газетам прокремлевские источники. Ему не разрешили летать. Поэтому и график президента подвинули — Путин редко выезжает из Ново-Огарева, пришлось даже отменить несколько международных поездок, а саммит СНГ в Ашхабадt и поездки в Индию, Болгарию и Турцию сильно перенесли.
Сначала все отрицали, но потом травму Путина пришлось подтвердить даже Дмитрию Пескову, правда, без связи с полетом. Пресс-секретарь давал понять, что речь о спорте, то есть об усердных тренировках. «От полета со стерхами ничего не обострилось. Старая травма действительно была. Она не старая, а просто обычная спортивная травма — тогда Владимир Путин потянул мышцу». Ту же версию, но в более героическом изложении изложил Александр Лукашенко.
Президент Беларуси Александр Лукашенко: Ну позвоночник где-то повредил он. В борьбе: боролся на ковре и подвернул позвоночник. Боролся-боролся, поднял человека на себя, бросал на себя и подвернул позвоночник.
Пресса так часто писала о здоровье президента России, что впору было писать дайджесты возможных диагнозов Путина. Пять лет назад USA Today со ссылкой на экспертов Пентагона заподозрила у Путина аутическое расстройство — синдром Аспергера, по мнению журналистов, влияющего на все его решения.
В том же году американский таблоид The New York Post, со ссылкой на личного доктора из Германии, приписал Путину рак поджелудочной железы.
Годом ранее американский журнал, The Week говорил, что у Путина рак, но все-таки спинного мозга. Такими великодушными поступками, как амнистия экс-олигарха Михаила Ходорковского незадолго до публикации, российский президент, очевидно повинуясь течению болезни, просто «очищает совесть».
Президент России Владимир Путин: Он (Ходорковский) ссылается на обстоятельства гуманитарного характера: у него больна мать. Я считаю, что имея в виду все эти обстоятельства, можно принять решение соответствующее, и в ближайшее время будет подписан указ о его помиловании.
Зачем я все это рассказываю? А затем, что мнимые диагнозы Путину — это реальный политический диагноз ему, его окружению, российской элите и мировому сообществу. Во-первых, повинуясь сомнительной логике о том, что заболевший человек хуже здорового, могущественного и опасного главу государства как будто бы легче обезвредить предположением, что он на самом деле «хромая утка».
С другой стороны, правы те политологи, которые говорят, что обсуждать болезни президента — единственная политическая повестка, которая остается нам во время правления Путина. А что еще обсуждать? Не может же быть нового Путина, остались лишь старые мифы с медицинскими справками.
Мистическая болезнь Путина — всегда хороший повод перемыть косточки тем, кого числят в преемники. Бывший президент Медведев не хочет идти на работу в Совфед, премьер Мишустина под софитами вручает премии российским женщинам. Галантный, не устают хвалить его блогеры на деньги Кремля. У Собянина вторая волна коронавируса, а он даже не может запретить прогулки — политическая тревожность не велит. Одних региональных чиновников сажают — зато другие явно идут в рост. Взрослеют и дети друзей. Не только у Патрушева сын способен быть министром, дети есть и у братьев Ковальчуков.
Распространять сплетни о здоровье президента могут, конечно, и вредные иностранные журналисты, и агенты западных спецслужб. Но мне больше нравится другая версия. Слухи о Путине распространяют в интересах самого Путина. Начальник желает знать, кто поверит слуху и метнется в другую сторону. Как говорит сам Путин, начнет рыскать глазами по сторонам в поисках преемника.
Президент России Владимир Путин: Года через два, я знаю это по собственному опыту, уже вместо нормальной ритмичной работы на очень многих уровнях власти начнется рысканье глазами в поисках возможных преемников. Работать надо, а не преемников искать.
Классическая утка — запустишь такую и смотришь, кто как реагирует. Вы спросите — зачем? Неужели президент не знает повадки и склонности своих придворных? Конечно знает. Но настроение ведь меняется, амбиции растут, то и дело приходится мерить своему окружению температуру. Поиск предателей — любимая игра, самое давнее пристрастие, профессиональная отрада президента. Эту профориентацию и спустя десятилетия легко узнаешь по походке.
Фото на превью: пресс-служба Кремля