«Критический уровень популярности»: Сергей Гуриев о том в какой момент и почему было решено отравить Навального

05/03/2021 - 14:10 (по МСК) Юлия Таратута
Поддержать ДО ДЬ

В новом выпуске программы «Нюансы» Юлия Таратута поговорила с экономистом, профессором экономики парижской Школы политических наук Сергеем Гуриевым. Он поделился своим мнением о том, как, с какой мотивацией и в какой именно момент было принято решение об отравлении Алексея Навального, а также зачем, на самом деле, власти нужно было его посадить. 

Я хочу вернуться вот к тому нашему интервью и спросить у вас все-таки, почему, как вам кажется, его не посадили тогда? Почему отложили эту спецоперацию до этого времени? Сколько лет прошло.

Не то чтобы его совсем не посадили за эти годы, он много просидел, месяц тут, несколько недель тут, несколько дней тут. Опять-таки, его, видимо, отравили в спецприемнике в 2019 году, плеснули в него зеленкой или чем-то еще в 2017 году, он провел почти год под домашним арестом. Но действительно, в 2013 году они, видимо, решили, что он не опасен, и будет более выгодно для режима показать, что даже такой выдающийся оппозиционер может набрать только два или три процента.

Сейчас, очевидно, что они понимают, насколько он опасен, даже несмотря на то, что ему нельзя баллотироваться, у него очень мощный YouTube-канал, и сам он, выступая на этом YouTube-канале, делает задачу победы «Единой России» на выборах очень трудной. И поэтому им проще изолировать его сейчас для того, чтобы он не выступал и не разговаривал с избирателями.

Как вы знаете, практически невозможно сегодня для Алексея Навального, еще до посадки, было выступить перед сторонниками, провести митинг, его арестовывали каждый раз, когда он шел на встречу со сторонниками, на митинг, который он организовывал. Он выступал на митинге, организованном Либертарианской партией на проспекте Сахарова пару лет назад, но например, как раз в 2017 году, во время своей президентской кампании, именно в день, когда в Москве был организован его митинг со сторонниками, именно тогда в него плеснули зеленкой.

Как мы знаем, была одна операция, связанная с отравителями из ФСБ, которые ждали его в другом городе через пару дней, а видимо, зеленка и московский митинг, это была другая часть власти, которая отвечала за то, чтобы он не мог поговорить со сторонниками.

Это совершенно поразительная на самом деле история. Это знаете как, это называется плохая межведомственная координация, или кто первый успеет. На самом деле, когда тебя в одном месте ждут, чтобы отравить, а в другом месте тебя тоже ждут, чтобы слегка отравить, это совершенно удивительная концепция, да.

Это абсолютно нормально.

Нормально?

Это нормальная межведомственная конкуренция, как вы правильно сказали, то есть, есть люди, которые следят за Алексеем Навальным для своих целей, и есть другие люди, которые следят за ним для своих целей. И вот только в августе 2020 года мы увидели настоящую межведомственную координацию, когда, очевидно, было принято решение отравить его насмерть, вдруг слежка, наружная слежка местного ФСБ исчезла, опять-таки полиция была поставлена в известность, опять-таки камеры наблюдения из гостиницы, записи с камер наблюдения из гостиницы исчезли, опять-таки люди появились в госпитале, в общем, там было много межведомственной координации. То есть когда этот приказ был отдан, действительно возникла самая настоящая межведомственная координация, и это, собственно, и говорит о том, и мы видим, что международные организации тоже приходят к этому выводу, к тому же выводу, к которому пришел и Алексей, что приказ отравить Алексея 20 августа 2020 года шел с самого верха.

А вот то, о чем вы говорите, в нормальной жизни Алексея Навального время от времени кто-то подслушивает его разговоры, но не делится этой прослушкой с каким-то другим подразделением, которое отвечает за DDoS-атаку на его веб-сайт, и в этом смысле это нормальная межведомственная координация, где каждый сотрудник администрации президента или других органов пытается рассказать своему начальнику, что он и есть самый важный, самый эффективный борец с Навальным.

Сергей, я хочу вернуться вот к такой политологической, что ли, версии того, почему с Навальным решили разобраться именно сейчас. Я тоже считаю, что систему «Умного голосования» не стоит недооценивать, и что вообще влияние Алексея Навального в YouTube и на избирательный процесс не стоит недооценивать, но как бы кажется, что это недостаточная причина для физического устранения. То есть думские выборы это, конечно, много, и это серьезное колено власти, но не всеобъемлющая штука.

Но вот звучали разные версии, что, например, если представить себе, что Путин действительно представляет себе транзит какого-либо рода, а Навальный в этой ситуации мешает маневру его политическому, он слишком становится как бы заметным игроком для того, чтобы просто спутать ему карты, и в этом смысле нужно устранить вот эту мешающую фигуру. Есть выборы в Думе и есть президентские выборы, про транзит мы сейчас забываем, а президентские выборы будут потом.

Вот какой из этого букета аргументов вам кажется важным или вы тоже склонны думать о комплексе причин?

Я не могу ответить на этот вопрос. Но я добавлю к тому, о чем вы говорите просто ситуацию, что Алексей Навальный достиг какого-то критического уровня популярности, в то время как, наоборот, популярность Путина начала снижаться, и пока непонятно, как с этим бороться.

Напомню, что происходило весной 2020 года, в России пандемия, российская власть решает не тратить деньги на поддержку населения и бизнеса. Алексей Навальный, напротив, публикует вполне реалистичную программу того, что нужно потратить несколько триллионов рублей на так называемые «пять шагов», включая поддержку, безусловную поддержку и взрослых, и детей. Вся провластная пропагандистская элита, включая некоторых бывших ведущих телеканала Дождь, говорит о том, что Навальный популист и ничего не понимает, при том, что те же самые меры поддерживают вполне себе профессора экономики известных университетов, как в России, так и на Западе. Только я лично подписал два коллективных письма на эту тему, что необходима более щедрая поддержка населения, чтобы население оставалось дома и не распространяло вирус. Так вот, сначала российские власти…

Вас называют в каком-то смысле экономическим советчиком, не знаю как, репетитором Алексея Навального. Я не знаю, какое слово тут подходит.

Мы разговариваем с Навальным про самые разные вещи и продолжим разговаривать, но конечно, такого рода решения, что именно должно быть приоритетом в его политической повестке, принимает сам Алексей Навальный.

Нет-нет, я не хотела его умалять, я просто хотела расставить…

Алексей сам придумал эту программу «Пять шагов», мы написали свои письма до этого, не советуясь с Алексеем, и он придумал свою программу, возможно, прочитав эти письма, но тем не менее, он придумал ее сам. Так вот, Алексей пишет эту программу, и эта программа, очевидно, является очень популярной, она набирает сто тысяч подписей сразу, очевидно, что на сайте Change.org она тоже набирает много подписей.

Рейтинг Путина снижается, в конце концов, Путин принимает решение раздать деньги семьям с детьми, это просто элемент из этой программы, которую раньше провластные эксперты критиковали за невозможность и за популизм. Путин под давлением оппозиции принимает это решение, и тем не менее, его рейтинг падает и достигает исторического минимума в июне-июле 2020 года. Это тот самый момент, видимо, когда было принято решение отравить Навального.

Надо сказать, что рейтинг Путина с тех пор подрос, и связано это не только, естественно, с отсутствием Алексея Навального в YouTube, но и с успехами российской пропаганды, восстановлением ситуации в экономике, успешной информационной кампанией, которая скрыла размер, масштаб смертности в России от COVID, которая составляет безумные цифры, безумные числа. Мы говорим о том, что избыточная смертность в апреле-декабре 2020 года составила больше 300 тысяч человек, по некоторым оценкам 360 тысяч человек, то есть в шесть раз больше, чем официальные цифры. Вот это различие между избыточной смертностью и официальными цифрами самое большое в мире.

Это и есть, предположительно, COVID и предположительная цена вопроса.

Да, безусловно. И рейтинг Путина падает сейчас опять. Но вот критический момент, мне кажется, был в июне-июле, когда было понятно, что Навальный предлагает популярные политические решения, а Путин предлагает непопулярные политические решения, и его рейтинг сокращается. При том, что Фонд национального благосостояния по-прежнему большой, и будете удивлены, растет, при этом российские власти не помогают людям, которые серьезно страдают от COVID. И конечно, вот это могло тоже сыграть свою роль.

Какая, как вам кажется, мотивация российской власти в отношении Алексея Навального и программа, то есть и то, и другое?

Алексей Навальный — самый опасный конкурент российской власти. И надо понимать, что российская власть серьезно отличается от советского, скажем, Политбюро, эта власть никуда не собирается уходить. Уж слишком много вопросов у общества к этой власти, это связано и с войнами, и с убийствами, включая отравление, и с коррупцией. Мы знаем, что вот сейчас отмечалось 90 лет Михаила Горбачева, Михаил Горбачев спокойно себе живет на пенсии, никто не ведет его в суд, никто не говорит о том, что он украл какие-то деньги. И это не только Михаил Горбачев, но и многие члены горбачевского Политбюро, некоторые из них через 20 лет после распада СССР были даже членами Совета Федерации, это люди, которые спокойно живут на пенсии.

Трудно себе представить, что сегодняшние российские власти смогут себе это позволить, слишком много мы знаем и о коррупции, и о преступных приказах развязывать агрессивную войну, это просто, как мы знаем, уголовное преступление по российскому закону, если вы развязываете агрессивную войну против соседнего государства. И политические убийства это тоже, вообще говоря, уголовные преступления по российским законам.

На минуточку, да.

Поэтому, конечно, у власти программа в отношении Алексея Навального — не допускать его до власти, и главное, не допускать его до общения с российскими избирателями. Надо понимать, что несмотря на всю цензуру, которая существует сегодня в электронных СМИ, Алексей Навальный достаточно успешно пробивает эту блокаду при помощи своего YouTube-канала. Именно поэтому он сегодня не выступает в эфире своего YouTube-канала, именно для этого он был отравлен.

По решению Минюста России ФБК включен в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента.

Фото: Пресс-служба Бабушкинского суда

Также по теме
    Другие выпуски