Токсичные отношения. Ответит ли Москва за отравление Навального «Новичком»

Колонка Юлии Таратуты
03/09/2020 - 18:42 (по МСК) Юлия Таратута

Фонд борьбы с коррупцией опубликовал фильм «Кто захватил столицу Сибири и как её освободить». Он посвящен деятельности чиновников и новосибирских депутатов от «Единой России». Навальный снимал этот фильм как раз перед тем, как его отравили в Томске — с этим расследованием, в том числе, некоторые соратники оппозиционера связывают случившееся на рейсе Томск-Москва. Лидеры западных стран уже выступили с требованием проведения честного расследования отравления и с угрозой введения санкций. В том, кому перешел дорогу Навальный и ответит ли Кремль за произошедшее, разбиралась Юлия Таратута в своей колонке. 

В новом фильме Навального политик демократично сидит на траве — вокруг ухоженный газон академгородка, а напротив — оппозиционный кандидат на ближайших местных выборах Сергей Бойко. Бойко — сооснователь Общества защиты интернета, занял второе место на выборах мэра и воплощает новосибирский прогресс. Навальный так и говорит: академгородок, где они с Бойко сидят на газоне, вполне мог бы стать нашей Кремниевой долиной — здесь елки, а там пальмы — но не стал. Почему? Это простой вопрос: потому что городом заправляют жулики. Навальный, по примеру белорусов, которые ввели моду на честное обозначение своих «карателей», называет местную власть просто оккупантами. Даже если эта власть, ну или ее законодательная ветка, кажется неважной — политик объясняет, что региональные парламенты — это опора режима, от них не стоит отмахиваться. Их стоит заселять.

В роли оккупантов в фильме одного гангстера-единороса зовут Джулай, другой живет на острове, сын третьего, ветерана афганца, катается на Porsche в Монако. Все они, как положено, строители в часах Breguet за два миллиона. Есть еще экс-глава похоронного бюро: он, как рассказывает Навальный, переводит звонки с муниципального бюро, в котором давно размыл городскую долю, на собственный семейный бизнес. Приватизировал мертвых клиентов — обогащается на их последних косметических услугах и прощании с миром. У Навального есть позитивная повестка: новосибирская программа Умного голосования. В городе есть готовые кандидаты, консолидированная оппозиция и привычка голосовать против Кремля, здесь хуже рисуются лоялистские результаты. Звучит очень убедительно. А если масштабировать такое кино на всю Россию, то и вовсе. 

У Навального и российской власти разные планы на будущее. Здесь вам не Пало-альто, как бы говорит ему власть. У нас вообще нет амбиций строить будущее, зато есть план закрепить успехи прошлого. Итог этих разногласий налицо: Алексей Навальный продолжает лежать в коме в немецком «Шарите». Его состояние, по данным клиники, все еще тяжелое. Он в реанимации, подключен к аппарату ИВЛ. «Симптоматика отравления продолжает снижаться. Но следует ожидать более длительного течения болезни. Нельзя исключать долгосрочных последствий», — говорится в заявлении больницы. 

По данным немецких токсикологов, Навального отравили веществом из семейства «Новичка». Вещество, считают его создатели, скорее всего, было не жидким, а твердым — иначе рисковали бы соседи и бортовые службы. А применяли его, считает один из разработчиков Владимир Углев, как и положено в режиме спецопераций, под прикрытием другого вещества. Из-за чего динамика развития токсикологического поражения оказалась искаженной. Зачем нам новые яды, когда есть хорошие старые?! 

Запад не скупится на гневные прилагательные. Ангела Меркель называет ситуацию ошеломляющей и требует объяснений от Кремля. Официальный Лондон считает применение химического оружия возмутительным и грозит России торжеством правосудия. Франция говорит, что отравление шокирующее и безответственное. Украина называет его бесчеловечным. Официальный Киев требует санкций. Вашингтон их просто пообещал. Перечень известен: от отключения платежной системы SWIFT до ареста нефти на учетных узлах. Кремлю пока не очень страшно: из-за хаоса президентской кампании в США с санкциями может выйти задержка. Немецкие эксперты тоже опасаются, что у официального Берлина связаны руки, отказаться от российского газа Германия все-таки не рискнет. 

Москва отвечает даже драчливо. А пришлите нам ваши анализы, требует Мария Захарова голосом МИДа. Положите на стол — мы ждем. В Омске «Новичка» не было — значит, вы его придумали. Почему пациент в коме? Наверное, панкреатит. Кремлю, кстати, больше не возражают. А что возразить, ведь даже анамнез политика, записанный омской скорой, теперь, видимо, в сейфах спецслужб. В отсутствии собеседника Кремлю приходится даже спорить с самим собой. Один голос в этом дуэте требует от Запада доказательств и фактуры, другой намекает на вмешательство иностранных спецслужб. 

Американские выборы вряд ли закончатся в пользу России. То есть с санкциями вопрос практически решенный. Если кому-то казалось, что мы все знаем про изоляцию, то, кажется, мы лишь в начале пути. Ведь дело даже не в санкциях, а в интонации международного разговора. Одно дело быть страной с удушливой политической атмосферой. Другое — стать фабрикой реальных политических убийств. Если говорить предельно цинично, допустимо быть авторитарной властью, нельзя — властью-палачом. 

«Новичок» не валяется на дороге и не продается в аптеках. Это яд военной разведки. Можно сколько угодно спорить о том, мог ли преступный приказ раздаться с самого верха, рассуждать, а не управляет ли президентом силовая хунта. В любом случае, обнуление требует жертв. Не может быть режима бесконечной власти, который не вышел бы в финал с металлом в голосе и автоматом в руке. 

Этическую точку ставит легендарный депутат Андрей Луговой. И даже не словами о том, что Навального отравили веществом из группы «Новичка» в самой немецкой клинике. «Медсестра, врач могли любую отметку оставить. Я уверен, что именно так и произошло», — сказал депутат. Точку Луговой ставит самим фактом своей неувядающей политической биографии. Луговой — член думского комитета по безопасности. По версии Лондона, он самый вероятный отравитель экс-подполковника ФСБ Александра Литвиненко. В случае с бывшим чекистом использовали радиоактивный полоний. 

В том, что именно Луговому в составе специальной думской комиссии поручили расследовать дело Навального — много самодовольной символики и злорадства. Поручили как эксперту. А что? Луговой ведь тоже умеет заваривать чай.  

В новом фильме Навальный в интерьерах Новосибирска объявляет реальную войну власти. В этом смысле его отравление — буквальное оповещение о том, что письмо дошло до адресата. Это уже не борьба добра с нейтралитетом, а настоящая борьба добра со злом. И можно не скупиться на прилагательные. 

Минюст России внес Фонд борьбы с коррупцией в список организаций, являющихся иностранными агентами. 

Фото: @navalny / Instagram

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски