«Добрый дедушка» с полумерами. «Сталингулаг» объясняет, в чем опасность выступления Путина про коронавирус

26/03/2020 - 21:58 (по МСК) Юлия Таратута
Поддержать ДО ДЬ

Александр Горбунов — блогер, автор популярного телеграм-канала «Сталингулаг» и гость Юлии Таратуты в этом выпуске «Нюансов». Вместе они обсудили последнее обращение Владимира Путина к народу на фоне коронавируса и ситуации в России в целом. 

А сейчас я хочу представить вам моего сегодняшнего гостя, это Александр Горбунов, автор очень популярного политического блога, Telegram-канала «Сталингулаг». Александр, вы слышите меня?

Здравствуйте. Да, вас слышно.

Здравствуйте. Все наши гости, повторюсь, с момента ситуации с коронавирусом разговаривают с нами по скайпу, это наша принципиальная позиция, мы не считаем возможным ставить под угрозу людей, контактируя с ними. Александр, я читала ваши последние посты, они были связаны с коронавирусом, с Владимиром Путиным, карантином, с его вчерашним выступлением. Расскажите, как вы на него отреагировали? Насколько я поняла, вы назвали это выступление «полумерой».

Абсолютно. Потому что люди восприняли это непосредственно как какой-то праздник, дополнительный Новый год, что можно куда-то поехать. Даже вот у меня есть работники, которые у меня работают, я сказал, что я, видимо, не буду выходить из дома, и они этим тоже воспользовались, сказали, тогда мы поедем к себе домой, в те регионы, откуда они приехали, потому что это прекрасная возможность снова увидеть своих знакомых, родственников. Никто не воспринимает это как нечто такое опасное, и что это карантин и нужно сидеть дома. Нет, это просто возможность не работать, а раз можно не работать и закрыты какие-то увеселительные заведения, значит, можно ходить по домам и в принципе ничего не делать.

Знаете, тут такая немножко необычная ситуация, когда мы выбираем, я даже не знаю, не между хорошим и хорошим, а как бы между плохим и плохим. С одной стороны, жесткий карантин, с Росгвардией, с полицией, в условиях России это всегда как бы немножко опасно и страшно даже, как люди воспользуются этой властью, которая им дана в условиях карантина. С другой стороны, как сказать людям, чтобы они сидели дома, потому что ситуация действительно опасная. Как вам кажется, куда нужно было нашей власти прислониться? Вот как нужно было себя вести, что сказать?

Нет, тут не нужно было использовать никакую Росгвардию и прочее, не нужно, хотя бы когда-нибудь обойтись без каких-нибудь силовых методов, а нужно просто простым человеческим языком объяснить людям, что действительно опасно, что это от них зависит, а не сглаживать углы. Потому что, понимаете, российская власть вся построена исключительно на полумерах, чего бы мы не коснулись, мы всегда в это упираемся, начиная от новой старой Конституции, где вроде бы как, условно говоря, они не решаются написать слово «русский народ», но при этом применяют какие-то эвфемизмы и начинают как «государствообразующий народ» или еще что-то в таком духе.

Я тоже на самом деле у себя в колонке в этой рассказывала только что о том, что карантин объявили, просто не называют его карантином.

Да. И поэтому власть, она на самом деле, несмотря на то, что она пытается быть решительной, она очень нерешительная, и она боится каких-то вот таких, она боится давать прямые распоряжения, то есть она всегда дает в таких размытых формулировках, чтобы всегда была возможность откатиться и сказать, что нет, на самом деле мы имели в виду не это, а другое. Вот, собственно говоря, и все. Поэтому это такое было, как вышел после всех таких жестких заверений Собянина о том, что все будет закрываться и под крики Госдумы, что они вплоть до, нарушителей домашнего режима будут обвинять в терроризме и в диверсионных действиях, а выходит такой добрый дедушка, который говорит, да нет, друзья, у нас на

А сейчас я хочу представить вам моего сегодняшнего гостя, это Александр Горбунов, автор очень популярного политического блога, Telegram-канала «Сталингулаг». Александр, вы слышите меня?

Здравствуйте. Да, вас слышно.

Здравствуйте. Все наши гости, повторюсь, с момента ситуации с коронавирусом разговаривают с нами по скайпу, это наша принципиальная позиция, мы не считаем возможным ставить под угрозу людей, контактируя с ними. Александр, я читала ваши последние посты, они были связаны с коронавирусом, с Владимиром Путиным, карантином, с его вчерашним выступлением. Расскажите, как вы на него отреагировали? Насколько я поняла, вы назвали это выступление «полумерой».

Абсолютно. Потому что люди восприняли это непосредственно как какой-то праздник, дополнительный Новый год, что можно куда-то поехать. Даже вот у меня есть работники, которые у меня работают, я сказал, что я, видимо, не буду выходить из дома, и они этим тоже воспользовались, сказали, тогда мы поедем к себе домой, в те регионы, откуда они приехали, потому что это прекрасная возможность снова увидеть своих знакомых, родственников. Никто не воспринимает это как нечто такое опасное, и что это карантин и нужно сидеть дома. Нет, это просто возможность не работать, а раз можно не работать и закрыты какие-то увеселительные заведения, значит, можно ходить по домам и в принципе ничего не делать.

Знаете, тут такая немножко необычная ситуация, когда мы выбираем, я даже не знаю, не между хорошим и хорошим, а как бы между плохим и плохим. С одной стороны, жесткий карантин, с Росгвардией, с полицией, в условиях России это всегда как бы немножко опасно и страшно даже, как люди воспользуются этой властью, которая им дана в условиях карантина. С другой стороны, как сказать людям, чтобы они сидели дома, потому что ситуация действительно опасная. Как вам кажется, куда нужно было нашей власти прислониться? Вот как нужно было себя вести, что сказать?

Нет, тут не нужно было использовать никакую Росгвардию и прочее, не нужно, хотя бы когда-нибудь обойтись без каких-нибудь силовых методов, а нужно просто простым человеческим языком объяснить людям, что действительно опасно, что это от них зависит, а не сглаживать углы. Потому что, понимаете, российская власть вся построена исключительно на полумерах, чего бы мы не коснулись, мы всегда в это упираемся, начиная от новой старой Конституции, где вроде бы как, условно говоря, они не решаются написать слово «русский народ», но при этом применяют какие-то эвфемизмы и начинают как «государствообразующий народ» или еще что-то в таком духе.

Я тоже на самом деле у себя в колонке в этой рассказывала только что о том, что карантин объявили, просто не называют его карантином.

Да. И поэтому власть, она на самом деле, несмотря на то, что она пытается быть решительной, она очень нерешительная, и она боится каких-то вот таких, она боится давать прямые распоряжения, то есть она всегда дает в таких размытых формулировках, чтобы всегда была возможность откатиться и сказать, что нет, на самом деле мы имели в виду не это, а другое. Вот, собственно говоря, и все. Поэтому это такое было, как вышел после всех таких жестких заверений Собянина о том, что все будет закрываться и под крики Госдумы, что они вплоть до, нарушителей домашнего режима будут обвинять в терроризме и в диверсионных действиях, а выходит такой добрый дедушка, который говорит, да нет, друзья, у нас на самом деле ничего страшного нет, все это так, ну просто посидите дома, а если нет, то соответственно и нет.

Вот я читала еще в одном вашем таком посте, который анализирует ситуацию, но видимо, ситуация была еще не такой острой, или вы ее ощущали как не такую острую, не знаю, или, может быть, другая какая-то трактовка, вы писали о том, что вот этот слой цивилизованности вообще в мире оказался довольно тонким. Вы, очевидно, тут довольно либерально подходите к вопросу, так либертариански, я бы даже сказала, в смысле, что свобода превыше всего. И вам, как я поняла, не очень нравится, что границы закрываются, что люди готовы отступиться от своих личных свобод, оставаться дома, не ходить в общественные места. Я верно вас поняла или нет, что люди готовы как бы для безопасности от болезни пожертвовать какими-то важными свободами?

Я имел в виду не только это. Видимо, имелся в виду момент, что слой цивилизации абсолютно быстро сдувается, и сразу выходит на первый план какая-то ксенофобия, мы видели, что как-то люди ограждаются от азиатов сейчас многие. Например, там масса сообщений о том, что местное население, которое достаточно лояльно всегда относилось к своим гостям, сейчас, в том числе говорят, вы нам принесли заразу и всяческим образом происходит абсолютное какое-то нетерпение. Я считаю, что людям нужно просто объяснять, поскольку история с коронавирусом развивалась абсолютно непонятно, то есть не было каких-то заявлений, разъяснений, и это все, конечно… Понимаете, а жесткие меры, мы видим, что они, в частности, если мы сейчас возьмем и представим такую ситуацию, что все закроется, весь мир закроется, но рано или поздно его же придется открывать, и рано или поздно все эти границы придется открывать, и во что это все выльется, абсолютно непонятно.

Я правильно понимаю, что вы просто как-то требуете от власти или хотели бы от власти просто больше честности в общении с людьми, да? Называть цифры, которым можно верить.

Безусловно. Больше нужно заниматься просветительской работой, потому что я считаю, что люди все равно все эти (нрзб.) облагают, и какими-то именно объяснениями с людьми можно достичь гораздо большего, чем жесткими запретами, потому что е нужно считать людей прямо за совсем идиотов, которые ничего не понимают, кроме палки и замка.

Верно ли я понимаю, что меры типа патрулирования улиц или вообще какого-то жесткого контроля за людьми вам кажутся патерналистскими? А как вы относитесь, например, к решению Собянина, то есть я думаю, что он руководствовался благими намерениями, оставить пожилых людей дома, но отменил бесплатный проезд? То есть он не может, видимо, отменить  метро, он не может закрыть метро, потому что это очень накладно и сложно, но запретил, как бы закрыл бесплатный проезд для населения. Вам эта мера кажется адекватной или патерналистской?

Эта мера отчего возникает? Потому что власть видит, что она не может объяснить людям, почему им нужно не выходить из дома и почему это может быть опасно. Раз она не верит в то, что у нее есть какой-то диалог, канал общения с обществом, она вынуждена принимать какие-то такие полумеры, опять же не закрыть общественный транспорт, а сделать его платным для тех людей, для которых был раньше льготный проезд. И люди опять же до конца не понимают, почему это происходит, все равно выходят, идут по своим каким-то делам, где-то гуляют и пытаются проводить время.

Тут масса других еще факторов, потому что многим людям в России, в частности, находиться в своих квартирах, откровенно говоря, некомфортно. Они приходят, чтобы только переночевать, потому что для многих это действительно не квартиры, это такой (нрзб.), на котором живет множество, на которых живет два, а то и три поколения в тесных условиях. Конечно, на этот счет есть свои особенности проживания в нашей стране.

Скажите, когда люди самоизолировались, население, когда сотрудники офисов каких-то таких более прогрессивных, продвинутых стали оставаться дома и даже вывешивать соответствующие пометки в соцсетях, появился ироничный хэштег людей с инвалидностью, которые написали о том, что они-то всегда, собственно, в изоляции. Разделяете ли вы вот такое соображение, что это может только людям показать, что люди, у которых есть из-за несовершенной инфраструктуры города всякие ограничения в передвижении, может показать вообще, как живут разные люди на земле?

Сейчас во время эпидемии и после последствий всего этого люди будут все равно в последнюю очередь думать о том, как живут инвалиды в России и в каких-то других странах, поэтому это останется не очень заметно. Но в целом да, сейчас можно примерно понять, почему… То есть не понять, а примерно испытать, как живут миллионы российских людей, у которых есть трудности с выходом из дома. Но только эти трудности постоянные и никогда не заканчиваются, непосредственно при их жизни они тоже не закончатся.

Знаете, я когда-то участвовала в эксперименте Дождя, примерно похожем на тот, который вы устроили с Алексеем Навальным. Это произвело на меня сильное впечатление. Насколько неприспособлен город и насколько приспособлены какие-то очень странные точки в этом городе, куда никто не ходит. По-моему, самой приспособленной была Галерея Шилова, последнее место, куда я собиралась идти по собственной инициативе, а вот места, куда я хожу, оказались совсем непригодными для заезда на колясках.

Я хотела у вас спросить, изменился ли ваш быт в ситуации с изоляцией, коронавирусом. У вас же есть какое-то количество людей, которые у вас работают. Стало ли труднее? Все-таки меняется плотность контакта.

Изменилось только то, что я не выхожу из дома уже несколько дней и ничего не посещаю, то есть нахожусь исключительно только на полнейшей самоизоляции.

Скажите, пожалуйста, история с теннисисткой Екатериной Бычковой, которая оскорбила вас, написала оскорбительные посты. Я не совсем поняла, что именно ее возмутило, когда она высказалась настолько против? Речь идет о каких постах, о каком типе постов?

Вы знаете, на самом деле тут вопрос, что она не сказала ничего плохого, так она считает. Тут хорошо в этом плане, я могу согласиться с Василием Уткиным, который написал, что Бычкова на самом деле хороший человек, она просто так сказала, бывает, что не со зла. Это действительно так, в этом ничего такого, это не со зла, наверно, а действительно потому, что она так думает. И думает не только она, а множество наших граждан, что инвалид в России это не то чтобы получеловек, в сознании это такое домашнее какое-то животное, причем рангом пониже, чем кошка или собака, где-то в районе морской свинки.

У инвалида есть определенный набор паттернов, как он должен себя вести. Он должен исключительно только просить о помощи, желательно каяться и молиться. И в тот момент, когда у человека этот паттерн ломается, что инвалид ничего не просит, а еще что-то высказывает, что-то говорит, то он думает: «Какая же мразь все-таки, он же должен был жить только в таких рамках, а он почему-то им не соответствует, выходит за эти рамки».

В том, что Екатерина сказала, конечно, ничего плохого не было сказано. Она сказала то, что думает, то, что в головах у многих, в головах у нашего общества.

Скажите, а ваши некоторые ограничения, которые налагаются неким физическим состоянием, часто становятся поводом, козырем для хейтеров?

Постоянно. Это происходит как постоянная история, и это касается не только безымянных троллей и еще чего-то. Например, ваш сотрудник Дождя Олег Кашин всегда, когда говорит или пишет о «Сталингулаге», всегда подчеркивает: «Инвалид-колясочник „Сталингулаг“». Или, например, когда все СМИ это освещали, тот же самый Sports.ru, который, собственно говоря, и поднял эту историю с Бычковой, исключительно только так эту историю и подавал, что это инвалид-колясочник, даже имени нет. Там где-то находили, где-то во втором-третьем абзаце. Инвалида-колясочника оскорбили, а как его зовут, кто это ― не имеет никакого значения.

Я хочу вам задать вопрос напоследок, касающийся нынешней политической ситуации и возможных контактов с представителями власти. Сейчас ситуация тревожная. Насколько, я понимаю, и Кремль, и мэрия, и вообще любые структуры, которые хотят донести какую-то свою, значит, версию развития событий, свою повестку, должны использовать разные ресурсы.

Выходили ли на вас в последнее время с какими-то предложениями чиновники, сотрудники администрации, органов, местных органов власти или кто-то еще, буквально с какими-то предложениями что-то рассказать, нужное этому органу власти?

Нет, потому что уже давно были какие-то попытки, они давно были отвергнуты, поэтому они, видимо, не видят никакого в этом смысла. У них там достаточно каналов каких-то, через которые они вещают эти фейки, огромные бюджеты о том, что их смотрят, читают и видят. Все равно пропаганда есть, она же тоже на самом деле исключительно только на бумаге. Им не важен охват аудитории. Они покупают себе просмотры, как мы видим на известных стримах или каналах, и потом этим козыряют. И на самом деле уже на реальность и на результат даже не пытаются работать именно в освещении своих каких-то тем. Но это все потому что (нрзб).

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Также по теме
    Другие выпуски