«Дворцовый» переворот. На что рассчитывает Навальный, нанося ответный удар по Путину
В новом выпуске программы «Нюансы» Юлия Таратута рассказала о самом громком инфоповоде последних дней — возвращении Алексея Навального в Россию и его аресте в аэропорту, и последовавшей за ними публикации расследования о «дворце Путина», которое взлетело на первое место трендов ютуба в 25 странах и собрало уже более 44 миллионов просмотров. Таратута рассуждает о том, какой эффект расследование окажет на действующую власть, и можно ли его считать своеобразным диалогом с президентом.
За возвращением Навального следили, как за за высадкой человека на Луну. Полный борт журналистов, Навальные снимают маски и остроумно шутят про водочку.
Стюардессы «Победы» улыбаются в дурацких масках, а в финале делают групповое селфи со звездой. В зале ожиданий Внукова, как в плохой комедии или на голубом огоньке –– поют фейковые поклонники Ольги Бузовой. Я так и вижу этот кремлевский мозговой штурм. Сотрудник АП (он же отличник школы ФСБ или начальник транспортного цеха) тянет руку: у нас тут Бузова возвращается, зовем фанатов, получится, что не Навального встречают, а звезду инстаграма.
Самолет Навального делает постыдный крюк. Уже не до фальшивых поклонников. Реальная Бузова костерит горе-политтехнологов – они используют ее имя и закрытые данные. К людям из Внукова применяют ОМОН, не пускают машины до Шереметьева. На стойке паспортного контроля Навального мелким обманом отлучают от адвоката, короткие объятия, поцелуй жены. Задержание. Стоп, снято.
Это было только что, но кажется, что прошла уже целая вечность. Каждая серия этого сезона похожа на «кровавую свадьбу» из «Игр престола», даром, что Навальный смотрит «Рика и Морти». У власти нет никакой лучшей стороны – на без преувеличения историческое возвращение Навального она отвечает единственной, худшей. Ночь в полиции, суд приезжает к политику прямо в участок. У нас же самый мобильный суд в мире. Навального не расстреливают в прямом эфире, но судят, как бы освежая коллективную историческую память, прямо под портретом палача Ягоды. Навальный объясняет, что это не суд, а пародия над ним и даже надругательство, что эти судебные исполнители и сами сядут. Он уже когда-то обещал то же самое полицейскому, который ломал ему руку. Прямо из СИЗО он наносит ответный удар.
Фильм Навального «Дворец для Путина» уже посмотрели 44 миллиона человек. Это гигантские, совершенно огромные цифры. Казалось, переплюнуть успех Медведева с уточками было уже невозможно. Но старший член тандема делает всю медведевскую кассу только за первые двое суток. Русское царство площадью в 39 княжеств Монако, 70 миллионов квадратных метров для охранников из ФСБ. 3 Геленджика, бесконечные тысячи гектаров, на которых умещены стадионы, амфитеатр – тут Навальный смешно шутит про гладиаторские бои между Чемезовым и Сечиным. Дегустационная комната в скале с видом на идеальные закаты. Бесконечная дорога в уборную. Домашнее казино, домовой храм, будуар с шестом, хоккейное поле и гигантский бассейн. Комната грязи, цех обработки яиц, винодельня, золотой ершик, домашний почти что кинотеатр «Октябрь». Аквадискотека, что бы это ни было, наконец. Сначала все это великолепие построили, но оно заплесневело. Пришлось строить заново.
Соцсети состязаются в интеллекте и остроумии. Спорят о том, Версаль это или не Версаль. Ведь первый – место публичного отправления власти. А дворец, местами погруженный под скалы, похож скорее на легендарный бункер, где не доверяя ни двору, ни челяди, прячутся от людских глаз.
Вы можете, конечно, не любить Путина, но разве жить в таком месте человеку возможно? В это сложно поверить, но источники говорят журналистам, что Путин там прямо живет. Или вот винодельня. Зачем она Путину? Он что, винодел? Выясняется, что делать вино у них с друзьями просто принято. Братья Ковальчуки ведь тоже виноделы.
Дворец Путина, конечно, открыл не Навальный. В дружеском Путину кругу еще 10 лет назад обнаружился Дон Кихот Сергей Колесников, который рассказал о неприличной застройке в письме президенту Медведеву. Застройщик недоумевал, почему формально новодел принадлежит Шамалову, но платят за него так, будто друг семьи франтует первое премьерское лицо. Еще тогда он оценил дворец в 1 миллиард долларов и даже раскрыл первых спонсоров банкета – $203 млн еще в 2001 году поступили от Романа Абрамовича, а $14,9 млн направила проекту «Северсталь» Алексея Мордашова.
Рассказать об этом – моя гражданская позиция, сказал Колесников журналистам газеты «Ведомости», которые сумели до него дозвониться и так и сидели с открытым ртом. Двоюродного президентского племянника Шеломова, который, по их данным, заботливо хранит деньги семьи, обнаружили все те же дотошные деловые журналисты.
Навальный и не скрывает источники. В его фильме много ссылок. Но чего стоит эффект присутствия. Ты как будто летишь по небу на воздушном шаре, и наблюдаешь, как твои налоги превращаются в золотую пыль.
Есть еще архив. Вот Владимир Путин с женой Людмилой на чекистской вечеринке в Дрездене, тут даже расписание тостов. Глава Ростеха Чемезов с красной папкой, удостоверение главы «Транснефти» Токарева, отличается от путинского одной цифрой. У них с Чемезовым одинаковый телефон –– такие коллеги бывшими не бывают. Шутка ли – 20 лет в КГБ.
В фильме вообще отличный видеоряд. Например, доска почета питерского комитета по международным связям. Важная ветка генеалогического дерева российской власти. Миллер, Ентальцева, Чуров, Чилингаров. Все изменилось, все на своих местах.
Плохая подруга бывшей жены, из-за которой мы узнаем, что Путин пересел в кресло руководителя ФСБ прямо из отпуска на Лазурном побережье. С квартирами чете Путиных поначалу не везло – то она меньше, чем у Чемезова, а то – чем у Сечина. Немецкий архив, финансовые проводки, которые ведут от компаний друзей президента прямо к именному дворцу, и уникальные видео. Журналисты не скрывают восторга.
Только за отдельные слагаемые, а не за сумму этих расследовательских грехов, разрушали целые российские медиахолдинги. В какой-то степени из-за настойчивого интереса к дружеским связям президента против газеты «Ведомости» выпустили целый закон об иностранном капитале – теперь СМИ не могут владеть иностранцы. За раскрытие семейных связей наказали менеджмент холдинга РБК, а на его хозяев наслали проверки из ФСБ. Разогнали редакцию, впрочем, за устричную ферму, ту самую, которая отгораживает пресловутый президентский дворец от посторонних глаз.
Это безусловный триумф. Попробуйте сделать расследование так, чтобы у него был полный аншлаг в ютьюбе. Квартирный вопрос планетарного масштаба. Навальный не хотел выпускать фильм о Путине из-за границы. В каком-то смысле журналистский азарт тоже стал поводом для возвращения.
На рядовых зрителей это производит очень сильное впечатление. Навальный в белых, как будто хирургических, перчатках раскладывает архивные фотографии. Следите за руками – вот база Штази, вот элитный комплекс, в которых квартиры у двух президентских тещ. 44 миллиона просмотров — это когда верховные квартиры обсуждают прямо на автобусной остановке.
«У президента нет дворцов. Чистая чушь и компиляция», — пытается демонстрировать равнодушие пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Но вальяжность ему уже даётся с большим трудом. Навальный подошел слишком близко. Вот он у верховного бассейна начальника, а вот по-хозяйски наливает себе бокал вина.
В «Матросской Тишине» у Навального свежий ремонт, камера в 12 квадратных метров. Чайник, телевизор, холодильник, мыльные принадлежности и постель. В туалете, по выражению правозащитников, есть приватность. Унитаз, а не дырка в полу. Горячая вода. Правда всюду камеры, даже в пресловутом продвинутом туалете. Где-то неподалеку сидел и Улюкаев, но у него телевизора не было. В Матросской тишине сидели опальный олигарх Михаил Ходорковский и лидер Тамбовской ОПГ Владимир Барсуков-Кумарин. Путин, считают правозащитники, сажает в Матросскую тишину неслучайных врагов.
Он вообще единственный диспетчер этого полета. Нет никаких советников. Есть только исполнители, которые помнят, что «лучше пережать, чем недожать».
Нет, Навального, конечно, отравили не из-за расследования. Его наказывали по совокупности заслуг. Он не просто кость в горле или страшный сон начальника. В глазах президента он опасный безумец. Не зря, как бы забывая фамилию Навальный, Путин то и дело называет его Саакашвили. Ему не страшно переворачивать с ног на голову систему. Этот слетевший с катушек наглец действительно не боится царя.
Принято говорить о больших политических амбициях оппозиционера Навального. Они у него, понятное дело, есть. И все таки главное, что мы узнали из фильма Навального, да и не только, что Навальный не рассуждает как преемник. Он не ищет глазами единственного члена жюри. Ошибкой было бы считать, что с момента своего отравления он вообще говорит с президентом. Пожалуй, Навальный и его беспрецедентная храбрость уже давно спорят только с тем, как непоколебимо выглядит Путин в наших глазах.