Михаил Дегтярев прилетел из Москвы в Хабаровск 21 июля рейсом авиакомпании «Россия». В пресс-службе хабаровского аэропорта сообщили, что утром там проводили эвакуацию: кто-то предупредил, что терминал заминирован. Аэропорт осмотрели, но ничего подозрительного так и не обнаружили. Накануне Кремль отправил Дегтярева временно исполнять обязанности вместо арестованного губернатора Сергея Фургала. Хабаровск встретил и.о. не только ложным минированием, но и большим новым митингом под лозунгами «Дегтярева долой» и «Путина в отставку». Готов ли Хабаровск к новому губернатору и что будет делать Путин, если Дегтярев провалится? В этом разбиралась Юлия Таратута в своей новой колонке.
Встретиться с людьми после приезда и.о. губернатора не решился, но совершил прогулку по городу в окружении охраны. Купил мороженое и даже пошутил, что хабаровские голуби — самые сытые голуби в мире. Имелось в виду, что, когда хабаровчане выходят на митинги, они произносят пароль: «идем кормить голубей».
У Кремля не было выбора: анти-кризисный менеджмент в России преимущественно силовой. Так что хорошей скамейки запасных руководителей у него просто не существует — кандидаты могут похвастаться, в основном, лояльностью.
Ставку решили делать на партийность. Член ЛДПР — он как бы заочный друг Фургала. А саму партию в Хабаровске по стечению обстоятельств считают оппозицией. Такого кандидата и нашли: системный, лояльный, член ЛДПР. Партия уже доверяла Дегтяреву быть кандидатом на выборах мэра Москвы. Он казался таким безвредным кандидатом, что ему позволяли даже дебатировать с Алексеем Навальным на телеканале «Москва 24».
Дегтярев запомнился в основном анекдотами. О том, что нужно отменить оборот долларов, ввести ГОСТ на Деда Мороза и Снегурочку, перекрасить Кремль в белый цвет — ведь она Белокаменная, все время красить ее в красный слишком дорого. Предлагал учредить всероссийский День трезвости — просто не продавать в этот день алкоголь, гимном утвердить «Боже, царя храни» и выпустить сборник мата. Среди его инициатив были и небезобидные: вернуть имперский флаг или для запретить ЛГБТ-людям донорство крови. Он все время как бы шутит: сначала на холодильнике висели православные кресты с 500-рублевой соловецкой купюрой, которыми он приманивал еду в холодильник. Теперь купюра пятитысячная, на ней Хабаровск. «На моем холодильнике висит Хабаровск — пятитысячная купюра», — рассказал Дегтярев радио «Комсомольская правда». Уже давно. Хабаровчане, не обижайтесь.
В политической юности Дегтярев был лидером самарского отделения «Идущих вместе». Потом был в членом «Молодежного единства», потом членом «Единой России». Но из партии перешел в ЛДПР — в его окружении это называлось «социальный лифт Жириновского». Дегтярев — и фаворит партийного вождя, и ответственный за партийный имидж. Был депутатом самарской Думы, а потом и вовсе государственной. Сначала работал в комитете по науке — потом возглавил спортивный комитет. Сын врача, собирался отправиться в космос, ну или возглавить космическое ведомство.
С одной стороны, в Думе Дегтярев построил отношения с Кремлем. С другой, по спортивной линии познакомился с большими людьми. Когда-то Дегтярев занимался фехтованием, но в нужный момент своей карьеры увлекся хоккеем. А это, как известно, президентский спорт. Вызвал доверие у влиятельных друзей президента: Ротенбергов и Тимченко. Это повлияло на назначение. Год назад был с Сергеем Фургалом на хоккее — Дегтярев накануне даже пообещал выложить селфи с матча. Впрочем, Фургалу эта встреча совсем не помогла.
Фургал — политическая жертва. Несанкционированно избрался на пост губернатора, обойдя единоросса. Через год заполнил депутатами от ЛДПР местное заксобрание. Прокатил звезду шансона от «Единой России» Вику Цыганову — и вообще неприлично нравился своим избирателям. Улучшал их благосостояние и даже разговаривал с ними: и лично, и в эфире YouTube. В общем, вел себя вызывающе. Среди телеграм-версий ареста, впрочем, есть и хоккейно-хозяйственная. Якобы местные ставленники Ротенбергов потребовали от губернатора Хабаровского края уступить завод «Амурсталь» — буквально в качестве отступных за нарушенные кремлевские планы. Фургал самоуверенно отказался. В перечне его проступков, которые легли на верховный стол, по слухам, легло и неуважительное отношение к важным бизнес-интересам.
Теперь дело Фургала раскручивается с удвоенной силой. Атакуют уже не только Фургала, но и силовиков, которые будто бы покрывали его все эти годы. В политических каналах Кремля множество утечек — подозревают всех: от замгенпрокурора по Дальневосточному округу Константина Чайки до прокурора Хабаровского края Владимира Малиновского. Тот дослужился до заместителя генерального прокурора России. В марте прошлого года поскользнулся и упал, когда выходил из автомобиля, попал в реанимацию. «Честный детектив» из телеграма утверждает, что в этот самый момент ФСБ изымало материалы уголовных дел по Фургалу. Уже в июле Малиновский был уволен из прокуратуры.
Знающие люди говорят, что в описываемое время, 15 лет назад, у директора завода Фургала просто не могло быть «крыши», особенно из окружения генпрокурора Юрия Чайки. Будущий губернатор торговал лесоматериалами, потом металлоломом. Мелковато для высоких покровителей. Вину просто валят на отставников.
Тем не менее, дело Фургала, по слухам, существует уже не само по себе. Его объединяют с делом Анатолия Быкова — будто бы криминальный шлейф бизнесмена из 90-х доказать легче, обывателю в него охотнее верится. Все это подпольная дальневосточная мафия, как бы хочет сказать нам Следственный комитет. А бывший сотрудник ФСБ Кирилл Кабанов объясняет, что все это — декриминализация Дальнего Востока. Быков — только часть цепочки, которая будет вытаскиваться. А между делами Быкова и Фургала есть не только фигуральная, но и реальная связь.
Это ничего, что Быков в 1997 году уже был легальным депутатом Красноярского Заксобрания, через год поддерживал кандидата в губернаторы Александра Лебедя. Фургалу в этот момент не было еще и 30 лет — крупной криминальной карьеры к 28 просто не сделаешь. Дело осталось за малым: доказать, что Фургал и Быков действовали сообща как члены глобальной преступной группировки.
В окрестностях Кремля замена Дегтярева воспринимается даже как тактическая удача: назначенец из ЛДПР, который намекает, что Фургалу он сочувствует, а следствие во всем разберется.
Если что-то пойдет не так, а Дегтярев совсем не справится — можно заменить его на следующего. Да еще и с дисконтом. Ведь отстраиваться придется уже не от любимца края, а от его непопулярного сменщика. Попутно эта история дискредитирует ЛДПР и Жириновского: популярная в крае партия теперь воспринимается как группировка предателей. Жириновский сдал рядового, в глазах Хабаровска — проторговался. Это тоже расширяет Кремлю пространство для будущих маневров.
В этой схеме, как водится, плохо учитываются люди. Назначение Дегтярева город воспринял как новое оскорбление. Дело не в том, что Дегтярев, как и Фургал, из ЛДПР, а в том, что жители края его избирали. Честные голоса способны превратить почти любого победителя в реального политика. Голуби в Хабаровске действительно сытые: им сложно скормить поддельного руководителя, если люди голосовали за другого, которого, к тому же, вот-вот посадят. Президент не мог ошибиться с доверием. Но и население края точно знает, кому доверяет.
Фото: Александр Авилов / Агентство «Москва»
Не бойся быть свободным. Оформи донейт.