«Предсказуемая понятная страна, которая никуда не рыпнется»: как в Китае смотрят на Россию
В гостях у Андрея Мовчана — Александр Габуев, руководитель программы «Россия в азиатско-тихоокеанском регионе» московского центра Карнеги. Он рассказал о том, из чего складывается нынешняя экономическая мощь Китая и объяснил, как там смотрят на партнерство с Россией.
Выглядит так, что Россия опаздывает по сравнению с Китаем на десять лет. Нам бы надо было все то же самое делать в 2007.
На десять ― это, мне кажется, оптимистично.
Ну как? В 2007 мы были примерно в этом состоянии. Все еще хорошо, но дальше тупик.
А что, кстати, Россия для Китая? Мы сидим в Москве и говорим про Пекин сейчас, мы более-менее понимаем, что это для нас. А что для Пекина территория, которая лежит к северу?
В целом для населения это такой вот бывший старший брат, когда-то давным-давно, старшее поколение про это помнит, даже может спеть «Катюшу», либо по-китайски, либо кто-то даже по-русски. Который когда-то даже вроде бы построил какую-то инфраструктуру, помог в борьбе с японцами и был ролевой моделью. Но потом мы стали второй экономикой мира, а они как были, так и остались, да.
И если посмотреть часто циркулирующие в сети фотографии города Хэйхэ и города Благовещенск, да, в конце восьмидесятых ― ровное поле и такой советский Благовещенск приграничный, да. И сейчас, где это такой вполне себе город с небоскребами, с парками развлечений и так далее, и Благовещенск, который, в общем, мало изменился. Вот это примерно то, что в Китае думают о России.
Стратегически для политического руководства это, понятно, важный партнер в Совбезе ООН, предсказуемая, понятная страна, которая никуда не рыпнется. Ссора с Западом ― очень хорошо, значит, будут от нас больше зависеть. Ядерная держава, поэтому с ними надо как-то мирно, территориальный вопрос решили, об оттяпанных территориях забыли, по крайней мере, на время, ну и ладно.
А так ― ну, сырьевая дойная корова. Потому что Россия экономически для них… Они либо любят деньги нести в страны, где понятные политические режимы, какой-нибудь диктатор или какой-нибудь вождь, которому вы привезли чемодан, он вам отдал целиком права на недра и так далее, вы кого-то из местных заняли. В целом все понятно, схема работает. Либо основное, куда текут инвестиции, это ЕС, США, Канада, Австралия, понятные, прозрачные рынки с хорошо защищенными правами собственности.
Россия ― ни то, ни другое. То есть вроде как интерес-то в ней ― только ресурсы. При этом вот так прийти, что-то купить, дать чемодан и чтобы все это работало, не получается, потому что у россиян высокое самомнение, по мнению китайцев.
Поэтому в целом китайцы вложили в Россию кумулятивно в лучшем случае миллиардов сорок с 1991 года. Да, это, конечно, капля в море. И в товарообороте мы примерно 1,5%, и выше 1% зарубежных инвестиций мы никогда не залезали, потому что на Россию смотрят как на территорию, где сделки получаются у местных «Газпромов» и «Роснефтей», да, потому что два начальника дружат, а вот частникам туда лучше не идти.