Глупец в Белом доме: Андрей Мовчан отвечает критикам Трампа
Кто вы, мистер Трамп? Часто в российских и зарубежных СМИ ведутся рассуждения о Дональде Трампе, как о человеке недалеком, неумном и психически неполноценном. Некоторые даже говорят, что в Белом Доме якобы «сидит идиот, и не понятно, что будет с экономикой мира». Андрей Мовчан решил без комментариев и без эмоций поговорить о том, кто же такой президент США.
Who is Mr. Trump?
Дональд Трамп родился четвертым из пяти детей в семье достаточно богатого real estate бизнесмена, девелопера, подрядчика Фредерика Трампа, выходца из Германии. Его предки уехали из Германии достаточно давно, считать его можно было бы уже и коренным американцем. А вот мать его была эмигранткой из Шотландии. Она, как это ни забавно прозвучит, носила фамилию Маклауд. То есть фактически Трампа можно считать наследником клана Маклаудов. Если кто-то помнит знаменитый фильм, это не может не вызывать приятную ассоциацию.
Отец-трудоголик приучал и Трампа, и его братьев и сестер к работе очень простым методом. Он говорил: «Я очень люблю вас. Если вы хотите со мной общаться, приходите ко мне на работу. Может быть, мы пообщаемся, вы заодно чему-то научитесь». Эта фраза осталась в воспоминаниях его друзей и современников. Действительно, дети много крутились на работе. Крутился бы там постоянно и Дональд, но в 13 лет он отправляется в военную академию, в школу наподобие суворовского училища, которая была в Апстейт Нью-Йорке, достаточно далеко от дома.
Его биографы вскользь говорят о том, что это была травма для тринадцатилетнего ребенка ― отъезд из дома, переход к очень жесткой дисциплине, а дисциплина в этой академии была действительно похожей на наши суворовские училища. Она, видимо, и остается там такой же, это достаточно известное учебное заведение со своими жесткими порядками.
И тем не менее Майкл Д'Антонио, один из биографов Трампа, отнюдь не благодарный и поддерживающий Трампа биограф, который очень жестко проходится по различным его чертам и частям его биографии, известный писатель и лауреат Пулитцеровской премии, пишет про семью Трампа буквально следующее: «В семье Трампа всегда есть смысл того, что кровь имеет значение больше, чем что-либо другое. Вы можете доверять своим родителям, вы можете доверять своему отцу, своим сестрам и братьям больше, чем кому-либо в мире, и они будут теми людьми, которые будут поддерживать вас, когда всё остальное перед вами разрушается».
Закончив эту академию с отличием (это не очень просто, для идиота, наверно, это было бы невозможно), Трамп поступает в Fordham University. Fordham University ― один из самых известных небольших колледжей Америки, где имели честь учиться очень многие известные люди: и американские звезды медиа и шоу-бизнеса, и американские звезды академии, и американские политические звезды, в частности, нынешний президент.
Но учится он там недолго. Фордхема для него оказывается мало. Он не очень похож на идиота, потому что через год его принимают в Уортон. Уортон ― это Пенсильвания, это лучшая в мире школа бизнеса. Практически всегда Уортон делит с Гарвардом первое место, иногда уступая его Чикагскому университету, моей альма-матер. А Уортонская школа финансов считается лучшей школой финансов уже бесспорно.
Именно туда поступает Трамп и именно её заканчивает, заканчивает прекрасно, устанавливает себе большое количество полезных и интересных связей, отлично себя проявляет и возвращается в отцовский бизнес, потому что семья важна, потому что в принципе Трамп не предполагает себе другой карьеры, кроме продолжения дела отца. В тот момент, когда он возвращается в этот бизнес, весь бизнес стоит 200 миллионов долларов. По тем временам сумма приличная, но всё-таки не такая уж большая. Это не делает Фредерика Трампа одним из богатейших людей Америки, каким станет его сын.
Так вот, с 1971 года Трамп занимается бизнесом отца, но далеко не только бизнесом отца. Он быстро расширяет его, начинает строить отели, начинает строить recreations, начинает создавать более сложные финансовые и инвестиционные бизнесы, бизнесы в области недвижимости. Он проходит через сложные времена.
В 1989 году во всей индустрии кризис. Бизнес Трампа проходит через банкротство, очень быстро восстанавливается, возрождается. Это, в частности, говорит о том, что Трампу доверяют, несмотря на банкротство, и вряд ли идиоту и человеку, который плохо умеет вести бизнес, стали бы так доверять. Правда, конечно, у Трампа очень много унаследованных связей и связей, построенных не только им самим и не только его отцом.
В 1996 году Трамп покупает бизнес «Мисс Вселенная», очень далекий от недвижимости, но зато очень прибыльный. Он приносит Трампу и много известности, и много популярности, и много денег. В 2003 году он становится партнером NBC. Он создает своё шоу, он создает свою компьютерную игру.
В этот момент The Learning Annex ― это крупнейший онлайн-дистрибьютор и создатель обучающих программ ― заключает контракт с Трампом и платит ему полтора миллиона долларов за полуторачасовую лекцию, которую он записывает для The Learning Annex. Лекций серия, то есть Трамп получает значительно больше денег. Просто представьте себе: 2003 год, полтора миллиона долларов. Это большие деньги, полтора миллиона долларов зарабатывает за год топ-менеджер крупной корпорации. Трамп получает их в этот момент за полтора часа своей лекции для обучающей программы.
В 2004 году Трамп проводит реструктуризацию отельного бизнеса, который после доткомов в кризисы и в момент рецессии краткосрочной в Америке теряет свои возможности по рефинансированию, легко отдает достаточно большую долю, у него остается около четверти акций в бизнесе. За счет этого он его полностью восстанавливает, расплачивается с кредиторами.
Трамп попадает в неприятную историю в этот момент с Deutsche Bank, который требует большего в качестве компенсации. Интересно поведение Трампа в этот момент: вместо того, чтобы, как другие инвесторы, многие из которых попали в этот момент в такой кризис, пытаться кулуарно договариваться, Трамп делает ситуацию публичной и выступает с иском по отношению к Deutsche Bank о вреде деловой репутации. Иск в несколько раз превышает иск Deutsche Bank. В результате стороны заключают мировое соглашение, Трамп расплачивается акциями, часть ― деньгами, далеко не столько, сколько хотел Deutsche Bank.
Но подобная обратная атака, такой «контрфайт», для Трампа очень характерна. Ещё в 1973 году, в самом начале его карьеры, он ещё очень молод, государственные органы обвиняют бизнес Трампа и его отца в нетолерантности по отношению к американским гражданам. Они находят случаи дискриминации, в частности, его обвиняют в том, что служащие Трампа пытаются не сдавать апартаменты афроамериканцам.
Это обвинение на самом деле не уникально, это не обвинение только бизнеса Трампа. В этот момент это обвинение было в моде, и такое обвинение предъявляется большому количеству застройщиков и арендодателей, и практически все они стараются пойти на соглашение с государственными органами, выплачивают большие штрафы, перестраивают свою политику, тратят большие деньги на изменение бэк-офиса и доказательство так называемой affirmative action.
Трамп поступает совершенно по-другому. Трамп тоже подает встречный иск против государственных органов на сто миллионов долларов. Сто миллионов долларов, напоминаю, это примерно половина стоимости в тот момент всего бизнеса, который ведет Трамп и его отец. Иск о встречной дискриминации, дискриминации со стороны государства в отношении его бизнеса и нанесении репутационного вреда его бизнесу подобными клеветническими измышлениями.
Понятно, что в суде в итоге иск Трампа отвергнут, но подобная активная позиция позволяет Трампу сделать settlement с государственными органами за символическую сумму и обещание, что с его сотрудниками будут проведены соответствующие беседы. Я не могу судить о том, характеризует ли подобная ситуация Трампа как расиста или толерантного человека, но она, безусловно, характеризует его как активного, умного и предприимчивого бизнесмена. По крайней мере, он добивается своего значительно эффективнее, чем его конкуренты.
Интересно, откуда берется эта стратегия встречного удара в момент, когда Трампа кто-то атакует, на его бизнес кто-то нападает. Есть подозрения, что заимствовал Трамп эту стратегию от человека с весьма неприятной репутацией ― от Роя Кона, советника сенатора Маккарти и его правой руки в момент, когда в короткий период времени в 1951–1953 годах в Америке развернулась «охота на ведьм». Наверняка многие помнят, что это был один из самых печальных периодов в новой истории Америки, период, когда публично и массово искались враги народа. Враги народа находились среди евреев, среди потенциальных коммунистов, среди либералов, среди гомосексуалов.
И Рой Кон был одним из активных действующих лиц этой короткой кампании, которая закончилась крахом сенатора Маккарти, который фактически через несколько лет после этого умер от алкоголизма, не пережив тотального остракизма со стороны американского истеблишмента и народа. А вот Трамп, который много лет с ним сотрудничал и работал, если можно так выразиться цинично, в хорошем смысле слова сумел использовать его стратегию, и она помогала ему в очень многих случаях потом.
Трамп вообще бывает хорошим учеником, и перенимал он стратегии от многих людей, начиная со своего отца, и даже стратегии достаточно плохих игроков или плохих людей сумел превратить в успешные стратегии для своего бизнеса и для своей политической карьеры. Тот же Майкл Д'Антонио пишет: «Трамп ― это человек крайне целеустремленный в своем стремлении к достижению того, чего он хочет достичь. Если вы попадаете на его путь, если вы пересекаете ему дорогу, то он просто переедет вас. Во всем его бесконечном и безумном разговоре, в его постах в твиттере, в его речах ― во всем этом есть какой-то смысл, который всегда можно увидеть за резкими выражениями».
Впрочем, есть как минимум одно исключение из этого правила, которое опровергает эту цитату. В своё время в 2011 году Барак Обама, тогдашний президент Соединенных Штатов Америки, на Correspondents' dinner позволил себе публично оскорбить Трампа. Трамп тогда достаточно резко высказался по поводу того, что мир не видел свидетельства о рождении Барака Обамы и непонятно, имеет ли он право быть президентом Соединенных Штатов Америки.
Барак Обама уделил Трампу, присутствовавшему на этом обеде, очень много времени, обещал показать своё свидетельство о рождении, показал даже отрывок из мультфильма «Король Лев» с рождением льва, ссылаясь на то, что это документированное видео с его собственного дня рождения. Можно предположить, что именно тогда, после этого ужина, Трамп твердо решил стать президентом и доказать Бараку Обаме, что Белый дом не сильно изменится при его руководстве, по крайней мере, с внешней стороны. Он это сделал через пять лет после этого ужина. Наверно, сильно глупый человек вряд ли справился бы с такой задачей.
Что в целом я хотел бы сказать? Я не хочу оценивать морально-этическую сторону вопроса. Я не знаю, возможно, Трамп расист, возможно, сексист, в чем его обвиняют, хотя, правда, обвинения эти строятся на паре фраз, сказанных в частной компании, в отличие от обвинений, скажем, против Кевина Спейси, который играет бюрократа в сериале «Карточный домик» и демонстрирует, как может выглядеть американский президент, если он будет не бизнесменом, а бюрократом, выросшим в системе управления государственной власти в Америке.
Трамп, конечно, чужой для бюрократии. Трамп ведет себя экстравагантно, Трамп странный, Трамп часто непонятный. Но вот в этой среде, в этой обстановке бойкота со стороны американских бюрократов, в этой обстановке насмешек, нелюбви и одновременно внимания прессы ему удаётся руководить страной. Делает он это не так плохо, в принципе, изменение в налогообложении, которое Трампу удалось провести, ― законопроект уровня, который его предшественники много лет были не в состоянии провести.
Так что, как говорил «У-цзы», не стоит недооценивать противника. Давайте лучше дадим Трампу тот кредит, который он заслуживает, и поверим, что во главе Америки сейчас стоит как минимум незаурядный человек.