Художник Арсений Жиляев: Хипстеры – это новый рабочий класс
Жиляев: Вот эта ситуация о тех, кто не могут вписаться, о тех, кто, может, не хочет, они оказываются вдруг в положении малозарабатывающих людей. Заработок сегодня художника немногим превосходит заработок людей, которые работают на индустриальном производстве.
Монгайт: Вы говорите о художниках, которые плохо зарабатывают, и пролетариате. Какая связь между этими?..
Жиляев: Покажите мне хороших зарабатывающих художников.
Шулинский: Да до фига.
Жиляев: Я говорю о том, что сегодня есть гигантский пласт людей, которых можно по-разному называть: креативный класс, молодежь наша. Некоторые говорят, что это хипстеры, или еще кто-то, которые пока что пытаются сыграть некую буржуазную мину, но по факту они, к сожалению, не тянут как бы на мелкого собственника, или еще на кого-то. И по факту они являются просто неосознавшими себя такими же пролетариями. Это один из важных тезисов. Особенно это касается художников. И мой художественный жест, он связан с тем, что я пытаюсь обнажить и заострить эту тему, показать ее. В случае с проектом «Радио «Октябрь», который…
Монгайт: Где вы устроились слесарем в действующую бригаду монтажников, которая монтировала выставки биеннале?
Жиляев: Да. Там была немножко более глубокая история, потому что для меня, и здесь я с вами, скорее, соглашусь, важен факт того, что это реально индустриальный пролетарий, и многие люди, которые там работают, и до сих пор монтируют выставки, проработали на этом производстве 20-30 лет. То есть, они начинали там, не знаю, как высококвалифицированный рабочий, а сегодня, к сожалению, они стали разнорабочими, в том числе, включились каким-то странным образом в систему производства современного искусства. И моя идея была попытаться выступить на стороне вот этих людей, которые фактически ну вот самый-самый...