«Россия имела все необходимое для демократии»: как Октябрьская революция подорвала достижения Февральской

16/11/2017 - 16:16 (по МСК) Сергей Медведев

Константин Морозов, профессор кафедры истории ШАГИ РАНХиГС обсудил с Сергеем Медведевым тему болезненности российской памяти об октябрьской Революции. Нужно ли выносить этим событиям вердикт или стоит воздержаться от формирования какого-либо зафиксированного, официального отношения к ним? Нужно ли ставить памятники героям тех событий сейчас? И почему в России, где Революция 1917 года произошла, ее 100-летняя годовщина осталась почти незамеченной, в отличие от остальных стран?

«Это право любой власти – бояться потрясений и пытаться сохранить статус кво», — отметил Морозов, комментируя то, что в восприятии нынешней власти Революция — это «майдан» 1917 года. Неопределенности в современные оценки привносит и то, что, по словам Морозова, «историки не очень хорошо знают современность, а политологи не знают историю». 

«Октябрь 1917-го года перекрыл путь февраля», — отметил историк. Он считает, что вполне была реальна демократическая альтернатива для России, так как перед этим в нашем обществе получали развитие «восходящие модерновые потоки». 

При этом те, кто воспользовался вакуумом власти — большевики, «украли» революцию, эксплуатируя демократические лозунги, подчеркнул он: «Ленин использовал лозунги февральской революции. Но у большевиков сразу пошел разрыв между словом и делом и пошли симулякры».

По словам Морозова, российскому обществу еще «стоит дорасти» до взвешенного восприятия Революции. Агрессивно-депрессивное состояние, в котором оно пребывает, противоречит этому. Ресентимент, агрессия обиженного раба, располагает не к рефлексии, а к ревизионизму. «Наше общество вышло из ХХ века сильно пострадавшим», — сказал историк. 

 

 

 

Другие выпуски