Посол Польши: «Катынь — гораздо большая проблема для России, чем для нас»
Влодзимеж Марчиняк, посол Польши в России, и Сергей Медведев обсудили отношение к исторической памяти в Польше. Как поляки относятся к празднику 4 ноября и созданной вокруг него мифологии? Откуда взялись стереотипы о «польском гоноре» и «ссыльном поляке»? Испытывает ли Польша, подобно России, ностальгию по временам существования социалистического лагеря?
Сергей Медведев обратил внимание, что издавна о поляках в России сформировался ряд стереотипов: «польский гонор» , «ссыльный поляк» — поляки, так часто бунтующие и несогласные, воспринимались как «бродильный элемент империи».
Влодзимеж Марчиняк, в свою очередь, отметил .что «многие стереотипы о 4 ноября сформировались в XIX столетии — в том числе и культ Казанской иконы Божьей матери. К тому же, интервенция начала XVII века, представляемая в российской историографии как «католическая», осуществлялась в основном силами Великого Княжества Литовского, бывшего на тот момент в значительной степени православным.
Марчиняк рассказал, что для польской традиции мемефикации главное — это избежать забвения: «Катынь — большая проблема для России, чем для нас». По его словам, в Польше осуществляется публикация имен преступников сталинских репрессии.
«Большинство знаковых коммунистических памятников были снесены в начале 90-х, — рассказал Марчиняк. — Памятник Дзержинскому развалился потому, что он был плохо сделан. Его начали поднимать, но он развалился». Он добавил, что как таковой ностальгии по СССР, по крайней мере, сопоставимой с российской, в Польше нет. Однако люди ожидают эффективного государства, которое будет обеспечивать хотя бы минимальные их запросы. «Социальный базис левой ностальгии», — так охарактеризовал это посол. Он также добавил, что поляки с нежностью относятся к массовой культуре тех времен.