МАКЕЕВА. Мигранты или террористы, кто более опасен для России

21/10/2013 - 20:08 (по МСК) Мария Макеева
Поддержать ДО ДЬ
Ветеран группы Альфа, Алексей Филатов – о теракте в Волгограде, мигрантах и о том, что является самой главной угрозой для России. Старший обозреватель телеканала NHK Ичиё Исикава – о том, почему в Японии всего 1 процент мигрантов, и почему японцам всё-таки придётся пустить к себе большее количество иностранных специалистов.
Макеева: Начнем с главной темы этого дня – это теракт в Волгограде. Можно ли сказать так, что проблему в Японии с терроризмом решили? Как в 1995 году был теракт, памятный всем, тем не менее, в прошлом году был задержан последний подозреваемый, с тех пор ничего такого нет, и с этим успешно японцы борются и справляются.

Исикава: Сейчас такого случая нет, но это не означает, что террористической угрозы у нас совсем не было. Если вы поедете в Токио, там в метро достаточно строго охраняет полиция или тот же аэропорт. Это означает, что наши спецслужбы думают, то есть какой-то риск у нас остается.

Макеева: Наши тоже спецслужбы думают, я так полагаю, однако у нас теракты происходят, а в Японии удается с этим бороться. Если вернуться к теме мигрантов, можно ли сказать, что Япония – одна из самых успешных в плане миграционного законодательства стран, что этот вопрос не беспокоит местных жителей, что все довольны и счастливы?

Исикава: Не знаю. Исторически сложилось и большинство наследия – это японцы, это сложилось так, поэтому иностранцев у нас мало. Конечно, вопрос стоит, открыть для иностранного рабочего въезд или нет, это большая дискуссия.

Макеева: А есть в этом потребность в Японии?

Исикава: Конечно, есть. Наше население стареет, молодежи у нас мало. Когда у нас бурный подъем экономики, это были 70-ые года, из деревень очень много молодежи приехало в Токио, надо было обеспечить работой, а сейчас меньше молодых людей. А кто будет работать? Поэтому у нас открыта Япония для иностранных специалистов, сейчас у нас можно найти рабочее место, достаточно компаний приглашает иностранцев на работу. Но по поводу простой работы есть законодательное ограничение.

Макеева: Как предлагают решить этот вопрос японские политики со старением населения и с необходимостью привлекать рабочую силу? Каким категориям, какие странам, может быть, дать визовые послабления, возможность приезжать в Японию, работать?

Исикава: Во-первых, японская кровь. В Японии до войны очень много японцев уезжало, например, в Южную Америку, их потомки могут сейчас работать.

Макеева: То есть у вас есть программа привлечения соотечественников?

Исикава: Да.

Макеева: Она работает?

Исикава: В определенном смысле работает. Другое дело – специалист, высокие технологии, высокие знания, это пожалуйста. Но по поводу простой работы это очень большая проблема. С одной стороны, промышленность и другие сферы экономики, например, сервис нуждается в рабочей силе, персонал. Но там работают, и там есть нелегалы, у нас тоже есть. Поэтому то, что все решено в Японии, это слишком.

Макеева: Казалось бы, логично привлекать рабочую силу именно для неквалифицированного труда, который, может быть, сами японцы не хотели бы делать. Например, в Москве нелегальные мигранты – это очень часто дворники. Почему японцы не движутся в этом направлении?

Исикава: Мы к этому очень осторожно относимся. Это вопрос самого наследия, у нас исторически сложилось, не все японское население – это японцы, это не так, но большинство. У нас сейчас 1% рабочих – это иностранцы. Если это увеличится, это может создать новые проблемы. Сейчас идет дискуссия. Но с другой стороны, сейчас Япония ведет переговоры по поводу открытияTPP – Trans-Pacific Partnership. Глобализация может заставлять Японию открыть рабочей силе.

Макеева: Как, по-вашему, Россия может обойтись без мигрантов или сделать так, чтобы мигрантов было 1%? Стоит ли к этому стремиться?

Исикава: Нет, у вас не может быть. У вас сложилось исторически, что вы многонациональная страна, у вас не мононация. Мононация японцев – это миф, разная история, у нас многие нации собирались. Исторически так сложилась нация японцев. У вас демографические проблемы, поэтому у вас ожидаются иностранцы.  С другой стороны, надо создать какой-то легальный способ.

Макеева: Задам вам вопрос, который предложила нашим зрителям ответить. Как вы считаете, что вас больше в России настораживает, пугает – националистические отношения, проблемы мигрантов, преступность, терроризм?

Исикава: Я 9 лет здесь, но я не чувствую какой-то угрозы со стороны россиян ко мне. Может, когда на улицы выходили, как-то опасно, когда демонстрация. Но в обыкновенной жизни я не чувствую никогда. У нас достаточно много граждан женятся на русских девушках или женщины – на русских мужчинах. Конечно, Россия очень сильно отличается от Японии, это факт.

Макеева: А если бы рассказывали японцам о России, какую бы главную проблему выделили вы?

Исикава: У нас исторически многонациональная страна. После развала СССР вы стали независимы, но Россия – это огромная страна, а другие республики Советского союза, у них, конечно, тоже проблемы, но они национальные государства. Украина – это Украина, Грузия – грузины. Там тоже непростая ситуация, но Россия все-таки остается империей, это я не в плохом смысле. Россия не может быть национальным государством. В этом я убежден.

Макеева: И в этом основная сложность?

Исикава: Основная сложность и основное преимущество.

Другие выпуски